Мастер – класс педагога –психолога, учителя начальных классов МОУ «Хомутовская СОШ 2» Коврига Вероники Миколо Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Цель: создание ситуаций успеха ученика на уроке, как одно из условий развития школьной мотивации задачи: систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке; разработать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на уроке» для правильного формирования личности школьника;
предназначение для творчески работающих педагогов для педагогов - психологов
ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ – ПОБУЖДЕНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗМА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЁ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОТИВ – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта
Наиболее характерные учебные мотивы: учебно – познавательный мотив (учебный) восходящий к познавательной потребности; социальный мотив (понимание общественной необходимости учения); позиционный (стремление занять новое положение в отношениях с окружающими); внешний мотив (подчинение требованиям взрослых); игровой (неадекватно перенесенный в новую учебную сферу) мотив получения высокий отметки
Общий рейтинг факторов Хвалят и хорошие отметки; Не ругают; Вызывают к доске; Когда урок последний; Тишина; Понимает учитель; Интересная тема; Хорошее настроение; Когда знаю урок; Самостоятельно работаю; Готова к уроку Хорошая обстановка; 1. хвалят и хорошие отметки; 2. готова к уроку; 3. тишина; 4. хорошее настроение; 5. вызывают к доске, спрашивают; 6. самостоятельно работаю;
Великие дидакты и философы: Платон «Насильственно внедренное в душу знание непрочно, питай своих детей науками не насильно, а играючи» Руссо «…чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворить её» Франсуа де Ларошфуко «Всё, что перестает удаваться, перестает и привлекать» Сухомлинский «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя… радость успеха может померкнуть»
Действия учителя: Подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает, подбадривает; Использует игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам; Формирует у учащихся положительную «Я – концепцию» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу), что способствует успеху; Формирование положительной «Я – концепции»: 1. Видеть уникальную личность, уважать, понимать, принимать, верить 2. Создавать ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; 3. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения; 4. Помогать детям реализовывать себя в деятельности;
Методы стимулирования и мотивации Методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, творческие задания учебные дискуссии, установки, создание проблемных ситуаций, создание эмоционально – нравственных ситуаций: успеха, одобрения, поддержки) Методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъяв- ление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения, порицания, незаконченные предложения, классные плакаты: Я могу это сделать. Я могу, когда говорю себе, что я могу. мини – сочинения.) Методы стимулирования и мотивации Методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, творческие задания учебные дискуссии, установки, создание проблемных ситуаций, создание эмоционально – нравственных ситуаций: успеха, одобрения, поддержки) Методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъяв- ление требований, упражнения в выполнении требований, поощрения, порицания, незаконченные предложения, классные плакаты: Я могу это сделать. Я могу, когда говорю себе, что я могу. мини – сочинения.)
Приёмы создания ситуаций успеха похвала; авансирование; «холодный душ»; «эврика»; «эмоциональное поглаживание»;
Результаты работы 2 - е классы
3 – е классы
4 – е классы
Уровень школьной мотивации учащихся 1 ступени
Школьная мотивация Нравится в школе – 88% Идут в школу с радостью – 62% Желают выполнять д/з – 45 % Часто рассказывают о школе дома – 54% Хотели бы другого учителя – 18 % Хотят одни перемены – 12%
Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!
Рефлексия Я узнала, что… Полезным для меня было то, что… Я убедилась, что… Меня не смогли убедить в том, что…