Исследовательская работа участников творческого объединения «Юный эколог» МОУ ООШ с. Бригадировка Руководитель: Феклистова Т.Б.
Изучение основных типов и групп антропогенных нарушений почвы
ПРИШКОЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Одним из наиболее выдающихся достижений естествознания конца 19 века стало сформированное В.В.Докучаевым учение о почве как особом естественно- историческом теле.
В.В.Докучаев справедливо назвал почву «зеркалом ландшафта», поскольку почвы являются выразителем самых главных особенностей природы данной территории. Почва определяет растительный покров и сама зависит от него.
Природные усло- вия на террито- рии нашей стра- ны очень разно- образны. Поэто-му разнообраз-ны и связи меж-ду компонентами природы. Это разнообразие взаимосвязей определяет разнообразие почв.
С агроэкологическими проблемами человечество столкнулось, очевидно, с появлением земледелия в каменном веке мезолита (6-10 тыс. лет назад), когда люди перешли от охоты и собирательства диких плодов к производству и размножению полезных для человека видов растений.
Основу агросистемы составляет агрорастительность, представляющая собой совокупность культурных растений, сменяемых в ходе севооборота, и почвенный покров, представленный освоенными и окультуренными почвами. Объектом исследования агроэкологии является агроэкосистема. Агроэкосистема- это искусственно созданная и регулярно поддерживаемая человеком экосистема культурных полей.
Группы нарушений В чём выражается нарушение СельскохозяйственныеПерекрытие почвенного профиля во время распашки почвы. ЛесохозяйственныеЭрозия почв (ветровая, водная). ПромышленныеЗагрязнение почв(засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, удобрениями, тяжёлыми металлами, другое). СтроительныеМеханическое нарушение(уплотнение, переувлажнение, иссушение), замусоривание, пожарища, другое. ТранспортныеПерекрытие и уплотнение почвенного слоя. РекреационныеУплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения (продукты сгорания-CO2, SO2, H2S, SO3,NO2,CS2 и другие соединения).
Характеристика нарушенийОписание нарушений Площадь распространенияТерритория, расположенная вокруг школы, площадью 1га. Признаки выявленных нарушенийПерекрытие почвенного профиля, уплотнение, закисление, замусоривание, пирогенные нарушения. Стадия нарушенияРазвивающаяся. Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений Глубокая вспашка почвы, передвижение по территории транспорта, кислотные дожди, захламление территории битым кирпичом в ходе ремонта печей в 60-70годы. Характер воздействийНепродолжительный, но проявляющийся периодически, интенсивность низкая. Влияние на природный комплексПроисходит истощение почв, что сказывается на урожайности выращиваемых культур
Характеристика нарушений Описание нарушений Группа нарушенийСельскохозяйственные, промышленные, строительные, транспортные Возможные пути устранения ( снижения) воздействия Вывод: Провести известкование почв на пришкольном участке, запретить проезд транспорта по внутри- школьной территории, сформи- ровать компост для внесения его в почву, чтобы повысить плодоро-дие, интенсивнее заняться убор-кой битого кирпича с цветника, оставшегося от ремонта печей.
СПАСИБО