Подготовка к ГИА и ЕГЭ по литературе 2012 Презентацию подготовила Пепельжи Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 9», руководитель районной проблемной группы Презентацию подготовила Пепельжи Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 9», руководитель районной проблемной группы
Изменения в КИМах ЕГЭ 2012 Совершенствование заданий базового уровня сложности Повышение объективности оценивания развернутых ответов Совершенствование заданий базового уровня сложности Повышение объективности оценивания развернутых ответов
Блок заданий базового уровня сложности Введено задание на установление соответствия Общее число базовых заданий осталось неизменным: В1-В12. Введено задание на установление соответствия Общее число базовых заданий осталось неизменным: В1-В12.
Проверка и оценивание выполнения заданий, требующих написания развернутых ответов. Цель изменений: увеличение дифференцирующей способности заданий; обеспечение преемственности с экзаменационной моделью ГИА для выпускников 9 класса. Цель изменений: увеличение дифференцирующей способности заданий; обеспечение преемственности с экзаменационной моделью ГИА для выпускников 9 класса.
При оценивании заданий С1-С4 предусмотрен дополнительный балл за хорошее речевое оформление ответа. При оценивании заданий С2-С4 введена четвертая позиция (ранее было три), что увеличило максимальный балл с 3 до 5.
Переработаны формулировки большей части критериев заданий С1- С5. Уточнено название первого критерия задания С5: название «Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе» заменено на название «Глубина понимания темы сочинения и убедительность приводимых в сочинении рассуждений».
Максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 45
Рекомендации по подготовке выпускников к ГИА по литературе ( на основе аналитического отчета ФИПИ )
Начиная с V класса необходимо вести последовательную систематическую работу по обучению школьников созданию связного текста на основе литературного материала, для этого : - проводить специальные уроки обучения сочинению, - широко включать в практику изучения художественного произведения небольшие письменные работы разных видов, рассчитанные на 10–15 минут.
При анализе качества сочинений и других письменных работ в первую очередь следует оценивать точность ответа на поставленный вопрос, глубину понимания школьником авторской идеи и умение ее истолковать, сформированность умения логически мыслить.
В практике школьного анализа художественного произведения нужно добиваться более широкого и мотивированного использования литературоведческих терминов.
На уроках литературы необходимо делать акцент на умение находить основания для сопоставления и элементы сходства и различия в сопоставляемом материале
Знакомить школьников не только с демонстрационным вариантом КИМ, но и с кодификатором и системой оценивания заданий разных типов
Рекомендации по подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе ( на основе аналитического отчета ФИПИ )
следует увеличить количество специальных уроков по обучению написанию сочинения и аналитическим разборам письменных творческих работ учащихся.
включать в учебную работу письменные задания небольшого объёма, требующие точности в выражении мысли и твёрдого знания фактов.
уделять формированию у учащихся навыка « контекстного » рассмотрения литературных явлений с привлечением внутрипредметных связей.
возрастает значимость качественного повторения важнейших разделов программы в выпускном классе В связи с отсутствием на экзамене текстов художественных произведений
заучивания наизусть программных стихотворений и цитат из прозаических текстов
формирования умения краткого пересказа и точной отсылки к эпизоду.
ЕГЭ Литература: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: С.А. Зинин – М.: Эксмо, Единый государственный экзамен Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, ЕГЭ Литература: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: С.А. Зинин – М.: Эксмо, Единый государственный экзамен Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, ЕГЭ-2010: Литература / ФИПИ авторы-составители: С.А. Зинин– М.: Астрель, Литература. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Зинин С.А., Новикова Л.В., Марьина О.Б.- М.: Русское слово, ЕГЭ. Литература. Тематическая рабочая тетрадь/ФИПИ автор: Ерохина Е.Л. - М.: Экзамен, Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Н.А. Попова, О.Б. Марьина – М.: Интеллект-Центр, ГИА Экзамен в новой форме. Литература. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Федоров А.В., Новикова Л.В. Зинина Е.А. - М.: Астрель, ЕГЭ-2011: Литература / ФИПИ авторы-составители: С.А. Зинин– М.: Астрель, ГИА Экзамен в новой форме. Литература. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Федоров А.В., Новикова Л.В. Зинина Е.А. - М.: Астрель, ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания/ФИПИ автор: Ерохина Е.Л. - М.: Экзамен, Единый государственный экзамен Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Л.Н. Гороховская, С.А. Зинин – М.: Интеллект-Центр, 2010 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ С УЧАСТИЕМ ФИПИ
Современный школьный урок внутрипредметных связей КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ С ПОЗИЦИИ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ Уроки обобщения на основе художественных универсалий
1.А.С. Пушкин и Н. В. Гоголь: диалог художников. (Сложность взаимоотношений двух гениев русской литературы. «Пушкинская тема» в творчестве Гоголя. Роль Пушкина в истории создания комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». Отзыв Пушкина на содержание первого тома «Мертвых душ».) 2.Н.А.Некрасов и писатели его круга. (Журнальная деятельность Некрасова, его связи с писателями- либералами и революционерами-демократами. Идейные разногласия между Некрасовым и Тургеневым. Некрасовское стихотворное послание М.Е. Салтыкову-Щедрину. Некрасов и Н.Г.Чернышевский.) УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО- БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
- Два «Памятника» две эпохи («Памятник» Г.Р. Державина и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С. Пушкина). - Роль литературных имен и названий в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». - Место и роль песен в художественной структуре «Грозы» А.Н. Островского. - Связь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с традициями русского фольклора. - Пушкинские образы и мотивы в лирике Ф.И.Тютчева и А.А. Фета. УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
Какие образы, сюжеты, детали свидетельствуют о преемственности между литературой XIX и XX столетий? Была ли литература русского модернизма «беспочвенным» явлением? Имела ли она корни в отечественной культуре? Имеет ли их современный постмодернизм? Приведите примеры использования «чужого» текста в произведениях писателей XIXXX веков. Чему служат различные реминисценции в художественной системе автора? Охарактеризуйте с этих позиций современную литературную ситуацию. - Какие образы, сюжеты, детали свидетельствуют о преемственности между литературой XIX и XX столетий? - Была ли литература русского модернизма «беспочвенным» явлением? Имела ли она корни в отечественной культуре? Имеет ли их современный постмодернизм? - Приведите примеры использования «чужого» текста в произведениях писателей XIXXX веков. Чему служат различные реминисценции в художественной системе автора? Охарактеризуйте с этих позиций современную литературную ситуацию. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Спасибо за внимание!