Типология проектов Е.С. Полат
Типологический признак: 1. доминирующий метод или вид деятельности; 2. предметно-содержательная область; 3. характер координации; 4. характер контактов; 5. количество участников; 6. продолжительность.
1.Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательские; исследовательские; творческие; творческие; ролево-игровые; ролево-игровые; информационные; информационные; практико-ориентированные. практико-ориентированные.
1.1. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования; обоснования актуальности предмета исследования; обозначения источников информации; обозначения источников информации; продуманных методов и результатов. продуманных методов и результатов.
Исследовательские проекты подчинены логике небольшого исследования; подчинены логике небольшого исследования; имеют структуру, приближенную к нему; имеют структуру, приближенную к нему; должны соответствовать уровню языковой подготовки участников; должны соответствовать уровню языковой подготовки участников; бывают предметными, реже – межпредметными. бывают предметными, реже – межпредметными.
1.2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов; предполагают соответствующее оформление результатов; не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников (она лишь намечается и подчиняется принятой групповой логике совместной деятельности); не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников (она лишь намечается и подчиняется принятой групповой логике совместной деятельности); необходимо заранее договориться о планируемых результатах и форме их представления; необходимо заранее договориться о планируемых результатах и форме их представления; оформление результатов проекта требуют четко продуманной структуры в виде сценария. оформление результатов проекта требуют четко продуманной структуры в виде сценария.
1.3. Ролево-игровые проекты: структура только намечается и остается открытой до окончания работы; структура только намечается и остается открытой до окончания работы; участники принимают определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта; участники принимают определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта; результаты могут намечаться в начале деятельности, а могут проявится лишь к окончанию; результаты могут намечаться в начале деятельности, а могут проявится лишь к окончанию; степень творчества очень высока, но доминирующим видом деятельности остается ролевая игра. степень творчества очень высока, но доминирующим видом деятельности остается ролевая игра.
1.4. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, ее анализе и обобщении; направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, ее анализе и обобщении; предназначены для широкой аудитории; предназначены для широкой аудитории; часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их частью подходят для любого аспекта. подходят для любого аспекта.
Информационные проекты требуют хорошо продуманной структуры; хорошо продуманной структуры; возможности систематической корректировки по ходу работы; возможности систематической корректировки по ходу работы; определенной структуры: цель, предмет информационного поиска, источники информации, способы обработки информации, результат информационного поиска, презентация. определенной структуры: цель, предмет информационного поиска, источники информации, способы обработки информации, результат информационного поиска, презентация.
1.5. Практико-ориентированные проекты отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников; требует хорошо продуманной структуры, даже сценария деятельности с определением функций каждого из участников; требует хорошо продуманной структуры, даже сценария деятельности с определением функций каждого из участников; особенно важна хорошая организация координационной работы. особенно важна хорошая организация координационной работы.
2.1. Монопроекты проходят в рамках одного учебного предмета; проходят в рамках одного учебного предмета; выбираются самые сложные разделы или темы; выбираются самые сложные разделы или темы; требуют тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением цели и задач, знаний, умений и навыков, которые участники предположительно должны приобрести в результате. требуют тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением цели и задач, знаний, умений и навыков, которые участники предположительно должны приобрести в результате.
При использовании монопроектов заранее планируется логика работы, форма презентации, которая выбирается участниками самостоятельно; заранее планируется логика работы, форма презентации, которая выбирается участниками самостоятельно; работа часто имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. работа часто имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
2.2. Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время; выполняются во внеурочное время; бывают небольшие (2-3 предмета) и объемные. бывают небольшие (2-3 предмета) и объемные.
Межпредметные проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны многих специалистов; очень квалифицированной координации со стороны многих специалистов; слаженной работы групп, имеющих четко определенные исследовательские задания; слаженной работы групп, имеющих четко определенные исследовательские задания; хорошо продуманной формы промежуточных и итоговых презентаций. хорошо продуманной формы промежуточных и итоговых презентаций.
3. Проекты с открытой (явной) и скрытой координацией. Координатор проекта участвует в собственно своей функции, направляя работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта и деятельность некоторых участников; участвует в собственно своей функции, направляя работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта и деятельность некоторых участников; выступает как полноправный участник, то есть один из… выступает как полноправный участник, то есть один из…
4. Внутренние (региональные) и международные проекты, организуемые внутри одной организации, или группами одного округа, города, региона, страны… организуемые внутри одной организации, или группами одного округа, города, региона, страны… представленные участниками разных стран. представленные участниками разных стран.
5. По количеству участников проектов можно выделить следующие: личностные; личностные; парные; парные; групповые. групповые.
6. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один - два месяца); средней продолжительности (один - два месяца); долгосрочные (до года). долгосрочные (до года).
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки разных видов. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки разных видов.