Проектирование и моделирование ОП как результативно-целевая основа деятельности ОУ 18 декабря 2008 г. Николаева Н.А., зам. директора, МОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа»
Цель: Предъявление опыта работы Выявление проблем, возникших в ходе разработки и реализации ОП, проектов школы, управленческого проекта
Проектирование Процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния Процесс разработки проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме
Проект Реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости
Проект Замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам (Г.Селевко)
Проект – это 5 «П» - 5 «П» -ПроблемаПланирование Поиск информации ПродуктПрезентация
Цель проекта - Модель желаемого конечного результата
Моделирование Процесс создания модели
Противоречия Между традиционным пониманием ОП как программы учебной и толкованием её законом РФ «Об образовании» Между требованием к её разработке и реализации и отсутствием опыта подобной деятельности Между многополярностью подходов и необходимостью выбора модели ОП в ОУ
Проблема Осмысления места, роли ОП и основных подходов к её реализации
Вывод Образовательная программа – программа деятельности субъектов по реализации целей образования
Прогнозируемый результат Готовность выпускника жить в обществе, ориентироваться в любой жизненной ситуации
Проект Модель ЛОО как средство саморазвития личности
Проблема Невозможно достичь результата образования без ориентации на саморазвитие личности ребёнка
Цель проекта Обеспечение условий саморазвития личности учащихся и педагогов
Задачи Обеспечить готовность субъектов ОП к переходу на ЛОО Обеспечить развитие учащихся и педагогов в условиях реализации модели ЛОО
Задачи Обеспечить индивидуальные траектории получения образования в соответствии со способностями, склонностями и потребностями учащихся
Задачи Инициировать роль самообразования, как педагогов, так и учащихся
Главный итог реализации проекта Развитие личностных характеристик педагогов и учащихся Осознанность выбора индивидуального пути обучения Ответственность за этот выбор Положительная динамика образованности учащихся
Индикаторы (показатели) достижения цели Субъектность Мотивация к успеху Стремление к самоактуализации Потребность в профессиональном развитии Высокая оценка условий, способствующих профессиональному росту
Индикаторы (показатели) достижения цели Готовность субъектов ОП к ЛОО Наличие условий ЛОО Научно-исследовательский характер работ Количество участников НПК, педчтений Диагностика образовательных возможностей учащихся Определённость жизненных планов
Способы и каналы получения информации Анализ статистических данных НаблюдениеАнкетированиеТестирование Экспертное оценивание Анализ документов Диагностические методики и процедуры
Основные показатели мониторинга результата образования Мониторинг уровня образовательной подготовки и развития личности учащихся Успешность обучения (уровень обученности, достижения учащихся во внеурочной деятельности) Уровень самостоятельной учебной деятельности
Основные показатели мониторинга результата образования Сформированность ключевых компетенций Сформированность ключевых компетенций Творческая, исследовательская деятельность учащихся Развитие личностных качеств учащихся
Основные показатели мониторинга результата образования 2. Мониторинг социальной успешности выпускников Самоопределение Уровень социальной зрелости Профессиональная стратификация Уровень ЦО
Основные показатели мониторинга образовательного процесса Управленческая деятельность (психологический климат в коллективе, диагностика уровня педагогического сотрудничества, эффективность управления, удовлетворённость субъектов)
Основные показатели мониторинга образовательного процесса Развитие содержания образования Оптимизация процесса образования - Технологии - Интеграция основного и дополнительного образования - Реализация ОП - Охват учащихся различными формами обучения
Основные показатели мониторинга образовательного процесса Валеологичность ОП Показатели здоровья
Показатели мониторинга условий Мониторинг развития педагогического коллектива (сведения о педагогах, их ПК, факторах, влияющих на саморазвитие, использование ИКТ, участие в работе семинаров, рейтинг) Мониторинг условий социума (характеристика социума и семей)
Показатели мониторинга условий Мониторинг материально-технического и финансового обеспечения - Уровень обеспеченности учебниками - Оснащённость учебных кабинетов - Данные о смотрах кабинетов - Характеристика школьной библиотеки - Финансирование
Проблемы ОУ
Реализация ЛО подхода в полной мере невозможна без психологического сопровождения ребёнка Педагогическое диагностирование затруднено из-за затратности по времени
Проблемы ОУ Отслеживание результатов реализации программ и проектов, деятельности школы и отдельного учителя невозможно без службы мониторинга, а её создание нереально в условиях малочисленной сельской школы Невозможно добиться реализации цели без анализа промежуточных результатов
Проблемы ОУ Без личностного осмысления роли каждого участника реализации проекта невозможно рассчитывать на эффективность его реализации Должно практиковаться и проектирование саморазвития, как на уровне педагога, так и на уровне ученика
Проблемы ОУ Невозможно достичь результата образования без поддержки родителей Требуют своего развития аналитические, прогностические, проектировочные и рефлексивные умения педагогов Продуктивность деятельности педагогов зависит от системы их ценностей
Проектная деятельность содержит в себе принцип саморазвития может стать средством организации сотрудничества
Проектирование является фактором развития образования средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования