Знакомство с согласными буквами Педагогический колледж5 Преподаватель: Прорешкина О.И. Г К З С Ш ЖД Т П Б В Х Ф Ч Й Щ Ц
План Ознакомление с согласными буквами, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков.Ознакомление с согласными буквами, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков. Ознакомление с согласными буквами, обозначающие только твердость согласных звуков.Ознакомление с согласными буквами, обозначающие только твердость согласных звуков. Ознакомление с согласными буквами, обозначающие только мягкость согласных звуков.Ознакомление с согласными буквами, обозначающие только мягкость согласных звуков. Ознакомление с буквами Ь и Ъ. Ознакомление с буквой Й.
Галя мыла ноги. - Послушайте предложение Вопросы детям: -Сколько в нем слов? -Какое первое? -Какое второе? -Какое третье? Объяснение: Предложение следует писать с большой (заглавной) буквы, слова нужно выкладывать на расстоянии друг от друга, а буквы в слове ставить рядом. Г г (гэ)
-Используя звуковые фишки и буквы, выложите сначала первое слово, затем второе и третье слово предложения. аионалымял Вопросы детям: -Какие звуки обозначены фишками? -С каких букв пишутся имена, название городов,рек? Объяснение: Звуки [г] и [гь] обозначаются буквой Г(гэ) Знакомство с буквой Г г (гэ) (по общей методике). -Замените фишки на буквы. Г г
Поставьте ударение во всех словах. аионалымял Г г Дети читают предложение. В конце каждого предложения ставится точка, которая указывает на то,что предложение закончено.
К к (ка) Выкладывается предложение У Киры кукла. Вопросы детям: -Сколько в нем слов? -Какое первое? -Какое второе? -Какое третье? Вопросы на закрепление знаний: -Как выкладываются слова в предложении? -Что ставится в конце предложения? -С какой буквы начинаем писать предложение?
иауыр У л Вопросы детям: -Какие звуки обозначены фишками? -С каких букв пишутся имена, название городов,рек? Объяснение: Звуки [К] и [КЬ] обозначаются буквой К (ка) Знакомство с буквой К к (ка) (по общей методике). -Замените фишки на буквы.
иакуыр У Дети читают предложение с выделенным ударением. лк УК Поставьте ударение во всех словах.
С с (эс) Сима и Соня играли. З з (ЗЭ) У Зины роза. Аналогично знакомим с остальными согласными буквами. При знакомстве с буквами закрепляем правила выкладывания предложения ( начинается с заглавной буквы, слова выкладываются на расстоянии друг от друга,буквы в словах ставятся рядом, в конце предложения- точка, во всех словах проставляется ударение).
Д д( дэ ) Дима и Юра дружили. Т т (тэ) Воспитатель просит назвать слова со звуком [т] и [ть], затем объясняет, что эти звуки обозначаются буквой т (тэ). Дети рассматривают букву и говорят, из каких частей она состоит. Читают текст.
Петя поёт. - Выкладывание предложения Вопросы детям: -Какие гласные звуки в слове Петя? [э] [а] -Какие гласные звуки в слове поёт? [о] [о] -Какие согласные звуки в слове поёт? [п] [т] [й] -Какие звуки обозначены фишками? [п] [пь] Воспитатель показывает буквы П и п; дети рассматривают их и заменяют фишки соответствующими буквами. Предложение читается с выделением ударений в словах. П п (пэ) П тёо п яте
Ветер воет. - Выкладывание предложения Вопросы детям: -Какие гласные звуки в слове ветер? [э] [э] -Какие гласные звуки в слове воет? [о] [э] -Какие согласные звуки в слове воет? [в] [й] [т] -Какие звуки обозначены фишками? [вь] [в] Воспитатель показывает буквы В и в; дети рассматривают их и заменяют фишки соответствующими буквами. Предложение читается с выделением ударений в словах. В в(вэ) еорететВв
У Феди флажок. - Выкладывание предложения Вопросы детям: Какой звук в предложении бывает только твердым? -Какие звуки обозначены фишками? [фь] [ф] Воспитатель показывает буквы Ф и ф; дети рассматривают их и заменяют фишки соответствующими буквами. Предложение читается с выделением ударений в словах. Ф ф (фэ) УфФкожалиде
У слона хобот. - Выкладывание предложения Воспитатель произносит слово хобот так, чтобы дети услышали звук [о] после [б]. Воспитатель показывает буквы Х и х; дети рассматривают их и заменяют фишки соответствующими буквами. Предложение читается с выделением ударений в словах. Х х (ха) Уобоанолстх Х
У курицы цыплята. - Выкладывание предложения Воспитатель говорит, что дети услышали звук [ц] всегда твердый согласный. Воспитатель показывает буквы Ц и ц; дети рассматривают их и заменяют фишки соответствующими буквами. Предложение читается с выделением ударений в словах. Ц ц (цэ) Уцатялпыирукыц
Ш ш (ша) Знакомство с правилами написания сочетания «ши» Выкладываем предложение У кошки ушки. У кокиукишш Воспитатель показывает букву Ш ш и говорит, что она обозначает звук [ш ], у которого нет мягкой пары. Дети ставят букву Ш, проставляют ударение и читают слово.
У кокиукишш Задание детям: Из слова ушки сделайте слово уши (убрать букву к и подвинуть букву и). иКакой гласный звук в слове уши? [Ы] Правило: После[ш] слышится [ы], а пишется и. шиши
Ж ж (же) Знакомство с правилами написания сочетания «жи» Выкладываем предложение На лугу лежал жук. Воспитатель показывает букву Ж ж и говорит, что она обозначает звук [ж ], у которого нет мягкой пары. Дети ставят букву Ж, проставляют ударение и читают слово. Н луу ук галеалж ж
Н луу ук галеалж ж Задание детям: Замените в предложении слово лежал на слово жил Какой гласный звук в слове жил? [Ы] Правило: После[ж] слышится [ы], а пишется и. жижи жил
Упражнения на закрепление правил написания жи-ши Задание детям: Назовите слова с жи, ши живой жир жирный ножи кружится ложится жизнь шина шило машина тишина пушистый уши Задание детям: выложите одно из слов по желанию. ж а ир шин жш
Ч (познакомить с правилами написания ча, чу). Звуковыми фишками выкладываем слово читать, затем-буквами. Звук [ч] всегда мягкий согласный. читтаь После того, как слово прочитано с ударением, воспитатель вывешивает на доске таблицы с сочетанием ча, чу. чачу чащачулок часычудо чашкачужой Правило: после ч пишутся а, у и никогда не пишутся я, ю. чача чучу
Щ (познакомить с правилами написания ща,щу. Звуковыми фишками выкладываем слово щенок, затем-буквами. Звук [щ] всегда мягкий согласный. щекно После того, как слово прочитано с ударением, воспитатель вывешивает на доске таблицы с сочетанием ща, щу. щащу рощащука чащащупать щавельтащу Правило: после щ пишутся а, у и никогда не пишутся я, ю. Нужно произнести так, чтобы хорошо слышался звук [э] щащащущу чщ
Ь (мягкий знак) Воспитатель предлагает выложить друг под другом слова мел и мель Затем предлагает заменить звуки на буквы. лем Вопросы к детям. Какой 2-ой согласный звук в слове мел? Он твердый или мягкий? Какой второй согласный в слове мель? лем Мягкость второго согласного в слове мель обозначается ь. ь
Ь (мягкий знак)- для закрепления Воспитатель предлагает выложить друг под другом слова угол и уголь. Затем предлагает заменить звуки на буквы. ло г г у у Вопросы к детям. Сколько звуков в слове угол? (4) Сколько звуков в слове уголь?(4) Сколько букв в слове угол? (4) Сколько букв в слове уголь?(5). ло Чем отличаются слова по звукам? Чем обозначается мягкость2-го согласного в слове уголь? Какой звук обозначает буква ь (ь не обозначает звука). ь
Ь (мягкий знак). Познакомить с разделительной функцией Ь.
Воспитатель предлагает выложить слово Коля фишками, а рядом - буквами. лоК Вопросы к детям. Какие гласные звуки в слове Коля? [о] [а] Какими гласными буквами они обозначены? (о,я). Что показывает буква я? (Что согласный, который стоит перед ней- мягкий). я Какой первый звук в слове? [к]. Какой буквой он обозначается? (К).Эта буква ставится под буквой К в слове Коля лок Воспитатель предлагает выложить слово колья фишками. Второй звук[о] обозначается буквой о. Третий звук [ль] обозначается буквой л.
лоКя локя Дети говорят, эти звуки обозначаются буквой я. Воспитатель ставит букву я и предлагает детям прочитать полученное слово. Опять получилось слово Коля. Если поставить после буквы л букву ь, она укажет, что букву л нужно прочесть мягко, и тогда стоящая на конце буква я будет произноситься как два звука [й] [а] и получится слово колья. Правило: ь разделяет мягкий согласный звук ль и букву я, поэтому называется разделительным мягким знаком. Какие звуки остались не обозначенными в слове колья? [й] [а][й] [а] ья
Воспитатель предлагает выложить слово сел фишками. лес Ъ Вопросы к детям. Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Какой второй звук? После мягкого согласного он обозначается буквой е. Какой третий звук? Он обозначается буквой л. [сь] с [э][э] [л][л] Дети читают слово.
Воспитатель предлагает выложить слово съел фишками. лес Ъ Вопросы к детям. Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Какой буквой обозначаются звуки [й] [э]? Буква е показывает, что предыдущий согласный звук нужно читать мягко, т.е се. [с][с] с Ставим букву е под звуками [й] [э]. Чтобы показать, что первый звук нужно читать твердо, после буквы с нужно поставить Ъ- эта буква не обозначает звука, она ставится специально для того, чтобы обозначить твердость согласного. Дети ставят ъ знак между с и е. Ставят букву л и читают слово. ъе ьъ
Й Воспитатель предлагает выложить друг под другом слова сараи и сарай. Затем предлагает заменить звуки на буквы. ар а а с с Вопросы к детям. Сколько гласных звуков в слове сараи? (3) [а] [а] [и]. Какие согласные звуки? [с] [р]. Какие согласные в слове сарай? [с] [р] [й] Какой согласный звук обозначен фишкой? [й] арй и Воспитатель показывает буквы Й и й; дети рассматривают их и заменяют фишки соответствующими буквами. Слова читаются с выделением ударений. й
Последовательность ознакомления с согласными буквами 1. Мм (эм); Нн (эн);Рр (эр); Лл (эль). 2. Гг (гэ); Кк (ка); Сс (эс); Зз(зэ). 3. Шш (ша); Жж (жэ). 4. Тт(тэ). 5. Ь. 6. Пп(пэ); Бб (бэ); Фф (эф). 7. Йй. 8. Чч (че); Щщ (ща); Цц(цэ); Хх (ха). 9. Ъ.