Рекомендации для учеников и родителей ( Составлены учителем начальных классов Салыховой И. А.)
1. С чего начать ? Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной школе. И вот вопрос : имеет ли право на существование портфолио в начальной школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено ?
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях ; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка ; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию ; формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста ; формирование положительных моральных и нравственных качеств личности ; приобретение навыков рефлексии 2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (" я реальный ", " я идеальный "); формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. 2
Для решения этих задач ( по мнению многих специалистов ) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел " ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ " должен стать основным и главным, раздел " Официальные документы " должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения !
Жестких требований ( государственного образца ) на данный момент не существует. И это радует ! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти к творчески к этой задаче, придумать что - то свое, оригинальное. Как правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался " Портфель моих достижений " (" Мои достижения " и т. п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения ( всевозможные грамоты и сертификаты ). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока напомню, что для " борьбы " с подобного рода обязаловкой и прочими " административными перекосами " существует такой орган, как попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте !
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию ( фамилия имя и отчество ; учебное заведение, класс ), контактную информацию и фото ученика.
Мое имя Моя семья Мой город Мои друзья Мои увлечения Моя школа Мои любимые школьные предметы " Школьные предметы
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы : рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа ( поделка ), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела ! рисунки
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно - познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк " Творческого задания ". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ " МОИ ДОСТИЖЕНИЯ " РАЗДЕЛ " ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ « РАЗДЕЛ " РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ "