Фразеологизмы. Отгадайте загадки Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …. Фальшивят, путают слова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Advertisements

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Сравните: на краю света – далеко; намылить шею – проучить;
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 60» Осипова Екатерина Николаевна Фразеологизмы.
Фразеологизмы – самоцветы и самородки русского языка.
Кружок русского языка в 6 классе. "Фразеология - волшебная страна". Автор: Грунина Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, Ростовская.
Почему мы так говорим ? Преснякова Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ « Малышевская средняя общеобразовательная школа» Преснякова Н.В., учитель.
Урок русского языка в 5 «Б» классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой Суханова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 ГО.
Выполнила: Альменева Индира, ученица 5 класса МКОУ « Малышевская СОШ »
Ни пуха, ни пера. Рано утром Мама-квочка В класс отправила Сыночка. Говорила: -Не дерись, Не дразнись. Не петушись. Поспеши. Уже пора Ну, ни пуха, ни пера!
Урок по теме «Фразеологизмы» 5 класс Учитель русского языка и литературы Верейская Светлана Николаевна.
Путешествие в страну Лексикологию. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы.
12345 Делить шкуру неубитого Купить ……… в мешке Беречь, как …………. ока ………. в мешке не утаишь Толочь …….. в ступе Надуться, как ……….. на.
Игра «Умники и умницы». 1 тур. «Антонимы- синонимы» Задание: указать сначала фразеологические обороты со словами-антонимами, затем со словами-синонимами.
Республика Казахстан. Актюбинская область, город Эмба Средняя школа 2 Презентация: «Прощай, начальная школа!» Подготовила : преподаватель казахского языка.
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Лингвистическая игра «Умники и умницы» 6 класс выполнила учитель русского языка и литературы Соловьёва Оксана Борисовна.
Тема урока: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» Путешествие в страну «Лексика» Выполнила: учитель русского языка и литературы Сулейманова.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Презентация Гужовой Светланы Валерьевны учителя русского языка ГБОУ 19.
Фразеологические единицы. Характеристика человека в современном мире.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Транксрипт:

Фразеологизмы

Отгадайте загадки Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь …. Фальшивят, путают слова. Поют кто в лес, …. Ребята слушать их не станут: От этой песни уши....

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову Сравните: на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.

Найдите фразеологизм, объясните его значение С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! (Б. Заходер)

Найдите объяснение каждому фразеологизму Клевать носом; идти в ногу; вставлять палки в колёса; бесструнная балалайка; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах. Для справок. Трусливый человек; дремать; мешать; робкий человек; быть самым главным; действовать согласованно; не суметь разобраться в чём-то простом.

На заметку Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы – синонимы: два сапога пара – одного поля ягода (один другого не лучше); перековать мечи на орала - вложить меч в ножны (закончить войну, распрю). Фразеологизмы - антонимы: засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлёбывать кашу; тяжёл на подъём – лёгок на подъём. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

Указать вначале фразеологические обороты со словами - антонимами, затем – с синонимами Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; чёрным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.

Выполните синтаксический разбор предложения Солнце блестит во всю ивановскую, и берёзы распустились. (А.П. Чехов) [ ], и [ ]. Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения. (Повествов., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое) Каково значение данного фразеологизма?

История выражения В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую. С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую. Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил». Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

Употребление фразеологизмов Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен). (А. Куприн) Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипа боится (трус). (М. Алексеев) Понимает ли ученица значение использованных в сочинении фразеологизмов? (Упр. 784.)

Подведём итоги Что такое фразеологизм? Чем можно заменить фразеологизм? Какую роль выполняет фразеологизм в предложении? Что вы можете рассказать о происхождении и употреблении фразеологизмов?

Объяснение домашнего задания Подготовьте сообщение на одну из тем (по выбору): 1. Об этом фразеологизме хочется рассказать. 2. Фразеологизмы – свидетели истории народа. 3. Эти фразеологизмы создали писатели. 4. Эти фразеологизмы стали пословицами.

Использованные материалы Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1988 Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2001 Купалова А.Ю. Русский язык. Практика. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, Primorie/file/977260/ Primorie/file/977260/