Урок - семинар
Что будем делать на уроке ? 1.Закрепим знания о причастии и причастном обороте. 2. Сравним интонации простого предложения и предложения, осложненного причастным оборотом. 3. Будем учиться конспектировать необходимый материал.
ПРИЧАСТИЕ Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П. Чесноков
Эпиграф урока: « Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». В.И. Даль
ВОПРОСЫ СЕМИНАРА Что такое предложение? Как оно строится? Нужен ли вообще определенный порядок слов в предложении? От чего зависит интонация предложения? Какова роль пауз в предложении? Как связана интонация с пунктуацией? Сколько сообщений в простом предложении? Как они выражаются? Что называется причастием и причастным оборотом? Каково место причастного оборота в предложении? Какова интонация предложения с причастными оборотами? Какие орфограммы «принадлежат» причастию?
Практическая работа Какова роль причастий? Есть дожди (моросящие), слепые, обложные, грибные, спорые, полосовые (идущие полосами), косые, сильные, окатные дожди и, наконец, ливни(проливни). Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с (набегающим) шумом. О слепом дожде (идущем при солнце) в народе говорят: «Царевна плачет». (Сверкающие на солнце) капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же плакать такими (сияющими)слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! К.Г. Паустовский
Редактирование текста Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся,приставающие к гуляющим,бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.
ВЫВОД «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов». М.В. Ломоносов «Российская грамматика»
Урок по теме :«Причастие»