1. Факторы влияния на развитие культуры XVI века. 2. Публицистика. 3. Просвещение и книгопечатание. 4. Зодчество. 5. Быт.
Какие факторы повлияли на культуру XVI века? 1. Факторы влияния на развитие культуры XVI века.
Публици́стика обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни XVI век называют веком публицистики
Ереси Матвей Башкин Феодосий Косой Игумен Артемий
Великим постом 1553 года к попу Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Семенович Башкин и, не ограничиваясь обычным покаянием, вступил с ним в беседу о вере. В чем состояла ересь Башкина и его последователей? «святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть», покаяние ни во что же полагают, Сам Башкин признался, что «злое учение он принял от литвина Матюшки, оптекаря, да Ондрюшки Хотеева латынников». Какие религиозные учения повлияли на мировоззрение Башкина?
Он учил: "к попам не приходите, и молебнов не творите, и молитвы их не требовати, и не кайтесь, и не причищайтесь, и темияном не кадитися, и на погребении от епископов и от попов не поминатися... Подобает поклонятися духом Отцу, а не поклоны творите, ни на землю падати и поклонятися, ни проскуры, ни капуны, ни свечи приносити". Призывал к равенству людей.
Вопросы власти Иван Пересветов Андрей Курбский Федор Карпов Государство и общество необходимо строить на основе соблюдения законов. Идеал – восточная деспотия Идея дворянского государство во главе с самодержавным царем Идеал государства – сословно- представительная монархия
В 1553 году Иоанн IV приказал построить1553 годуИоанн IV в Москве особый дом для типографии,Москве которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных» (книги «безвыходной печати»), то есть не содержащих никаких выходных данных, изданий (известно по крайней мере семь из них). В 1564 году Иван Федоров издал «Апостол»
«Апостол» (Львов, 1574) самая старая сохранившаяся книга1574 Апостол Часовник Евангелие учительное Псалтырь с часословцем Библия Букварь
1532 г Храм Вознесения в Коломенском 1479 г Успенский собор Московского кремля Сравните архитектурные особенности XVв. и XVI в.
Шатровый стиль архитектуры XVI века Храм Вознесения Господня в Коломенском
Храм Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву Покровский собор Построен в гг., зодчими Постником Яковлевым и Бармой. Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.) В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного ( ), мощи которого находились на месте постройки собора1588 годуВасилия Блаженногомощи В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).XVII веке
Деревянное зодчество Церковь Лазаря музей "Кижи" Из церквей этого времени она наиболее выразительная, так как имеет крутоуклонные крыши на всех трех срубах и в первом варианте имела высокое крыльцо. Стройность композиции поддерживалась размещением церкви на высоком берегу Юксовского озера Полицы в крышах двойные, вокруг шла открытая галерея на консолях от основного сруба. Позднее церковь была расширена, для того чтобы вмещать больше народа.
Русская купеческая семья времён «Домостроя» 64 главы свода житейских правил, объединенных в единую книгу Домострой, поделены на 3 части: О строении духовном (Как веровати), О строении мирском (Как царя чтити) и О строении домовном (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами).
Благословляю аз грешныи имярек, и поучаю и наказую, и вразумляю сына своего имярек и его жену и их чад, и домочадцов быти во всяком християньском законе, и во всякои чистои совести и правде, с верою творяще волю Божию и храняще заповеди Его, себе утвержающе во всяком страсе Божии, и в законном жительстве, и жену поучающе, тако же и домочадцов своих наказующе, не нужею ни ранами ни работою тяжкою, имеюще яко дети во всяком покои, сыты и одены и в теплом храме
В деревнях и селах нужда в скоморохах ощущалась главны м образом в дни праздников, составной частью которых являлись народные игрища. Скоморохи были также непременными участниками свадеб и общественных пиров-братчин. В остальное время скоморохи мало чем отличались от остальных деревенских жителей. Какая-то часть скоморохов, живших в городах, вела аналогичный с деревенскими образ жизни "...а скомороху государеву описному бесчестья два рубля, а жене его вдвое; а не- описному скомороху бесчестья гривна, а жене его вдвое, а походному скомороху бесчестья две деньги, а жене его вдвое..."* О чем идет речь в Судебнике?