Повторительно-обобщающий урок «Рождение и крах «оттепели» (11 класс) Цель урока: обобщить и систематизировать знания о периоде истории СССР в гг Предварительное задание: 1.Повторить изученную тему; 2.Попытаться создать по каждому вопросу схему-конспект ответа. Подготовила учитель истории МОУ СОШ 5 им. П.Д.Киселёа Лахно М.А.
Противоречивое реформаторство гг План урока: - разоблачение культа личности -реформы Н.С.Хрущева -культурная «оттепель» и её пределы -наука в гг -жизненный уровень населения -новые реалии внешней политики -идеологические стереотипы времени -реформы образования - Причины отставки Н.С.Хрущева Система работы на уроке: -Проводится опрос учеников по плану урока - По окончании выступления открывается схема ответа, предложенная в презентации - ученики корректируют свои схемы конспекты, если в них не все аспекты учтены.
Разоблачение культа личности - смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями; - восстания в системе ГУЛАГа в гг. Назревание социального протеста в обществе; -осуждение культа как средство борьбы за власть -- победа в войне не принесла политичекой свободы и улучшения жизни народа предпосылки Мероприятия XX съезд КПСС. Доклад Н.С.Хрущева о культе личности; Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956г « О культе личности и преодолении его последствий; Реабилитация жертв массовых политических репрессий. Критика культа, но не системы; Определялись рамки дозволенной критики; Проводились репрессии против тех, кто выходил за эти рамки(расстрелы мирных демонстраций в Тбилиси в марте 1956г и Новочеркасске в июне 1962г)
Реформы Н.С.Хрущева В сфере управления промышленностью В области сельского хозяйства гг - Оживление с/х производства - Повышение материальной заинтересованности; - Расширение хозяйственной самостоятельности; - Укрепление материально-технической базы; - освоение целины гг - Ликвидация МТС продажа техники колхозам; - Укрупнение колхозов; - Необоснованное расширение посевов кукурузы; - Гонения на подсобные личные хозяйства; - Необоснованное задание по заготовке мяса, значительное сокращение поголовья скота. Падение с/хозяйственного производства, ухудшение снабжения населения продуктами, начало импорта зерна из-за границы
Низкий художественный вкус власти «Оттепель» в литературе (И.Эринбург, В.Дудинцев, А.Твардовский, А.Солженицын) Появление новых театральных коллективов ( Театр драмы и комедии на таганке, «Современник»). Выход в свет новых журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Молодая гвардия» Появление определенной свободы творчества в рамках государственного социализма противоречивость Контроль партийного аппарата за деятельностью интеллигенции: -Гонения на Б.Пастернака за роман «Доктор Живаго»; -Гонения на художников Э.Не6известный, Б.Жутковский; - -Возобновление арестов за антисоветскую деятельность – дело молодых историков.
Наука в гг Развитие НТР, преимущественно в рамках военно-промышленного комплекса Освоение космосаАтомная энергия Первый искусственный спутник земли ( г) Первый полет человека в космос Ю.Гагарин ( г) Испытание водородной бомбы (1953г.) Атомный ледокол «Ленин» (1957) Первая атомная электростанция в Обнинске (1954г) Развитие химической промышленности, расширение сети НИИ, Создание сибирского филиала А.Н.СССР
Повышение жизненного уровня населения( гг ) Повышение минимальной заработной платы на 35% Увеличение размера пенсий в 2 раза и снижение на 5 лет пенсионного возраста Развертывание массового жилищного строительства и поощрение создания жилищных кооперативов Введение денежной оплаты труда колхозников Установление 7 часового рабочего дня Повышение минимальной заработной платы на 35% Увеличение размера пенсий в 2 раза и снижение на 5 лет пенсионного возраста Развертывание массового жилищного строительства и поощрение создания жилищных кооперативов Введение денежной оплаты труда колхозников Установление 7 часового рабочего дня
Новые реальности внешней политики Положительные аспекты Либерализация внешнеполитического курса Нормализация отношений с Югославией ( гг) Подписание мирного договора с Австрией и возвращение её суверенитета (1955г) Попытки добиться компромисса с западными странами по вопросу разоружения Встреча Н.С.Хрущева и Д. Эйзенхауэра (1959г) Одностороннее сокращение советской армии Заключение договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой (1963г) Либерализация внешнеполитического курса Нормализация отношений с Югославией ( гг) Подписание мирного договора с Австрией и возвращение её суверенитета (1955г) Попытки добиться компромисса с западными странами по вопросу разоружения Встреча Н.С.Хрущева и Д. Эйзенхауэра (1959г) Одностороннее сокращение советской армии Заключение договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере и под водой (1963г) Отрицательные аспекты Продолжение «холодной войны» и возникновение конфликтных ситуаций в международных отношениях Создание военно-политической организации социалистических стран (Варшавский договор-1955г) Подавление мятежа в Венгрии Берлинский вопрос: обострение отношений между ФРГ и СССР и возведение разделительной берлинской стены Карибский кризис(1962г): ядерное противостояние США и СССР Ухудшение отношений с Китаем и Албанией с 1960г Продолжение «холодной войны» и возникновение конфликтных ситуаций в международных отношениях Создание военно-политической организации социалистических стран (Варшавский договор-1955г) Подавление мятежа в Венгрии Берлинский вопрос: обострение отношений между ФРГ и СССР и возведение разделительной берлинской стены Карибский кризис(1962г): ядерное противостояние США и СССР Ухудшение отношений с Китаем и Албанией с 1960г
Во власти идеологических стереотипов XXII съезд КПСС (октябрь 1961г.) Углубление десталинизации общества Стремление Н.С.Хрущева облагодетельствоватььь и осчастливить народ построением коммунизма Принятие новой программы КПСС – программы строительства коммуниз ма Нацеливание общества на выполнение трех задач: Создание материально-технической базы коммунизма Формирование новых коммунистических общественных отношений Воспитание нового человека
Реформа в сфере образования 1958г цель Укрепление связи школы и производства Основные направления Ликвидация обязательного 7 летнего образования и полного 10-летнего образования Введение обязательного 8 летнего обучения. Среднее образование через: ШРМ техникум 3х годичную среднюю школу с обязательным производственным обучением Получение высшего образования только при наличии производственного стажа последствия Возрастание текучести кадров на производстве Низкий уровень трудовой и производственной дисциплины
Нарастание недовольства в обществе. Отставка Н.С.Хрущева Недовольство политикой Н.С.Хрущева охватило многие социальные группы населения Горожане недовольны повышением цен Селяне недовольны урезанием личных подсобных хозяйств Верующие недовольны диктатом атеизма и закрытием храмов Интеллигенция недовольна непоследовате льностью культурной революции Чиновники недовольны постоянной перетряской кадро в последствия 1.Восстание рабочих в Новочеркасске 2. Потеря поддержки гос. И парт аппарата 3. Смещение со всех постов 14 октября 1964г 4. организаторы: Брежнев, Суслов, Шелепин, Подгорный, Семичастный
Домашнее задание (предлагается на выбор) 1 вариант Написать эссе «политика Хрущева: за и против» 2 вариант Составить кроссворд, используя имена, события и терминологию периода