Жизнь и творчество А.Ахматовой
Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья, - Ведь все равно я с вами до конца «Многим»
…И женщина с прозрачными глазами (Такой глубокой синевы, что море Нельзя не вспомнить, поглядевши в них), С редчайшим именем и белой ручкой, И добротой, которую в наследство Я от нее как будто получила, - Ненужный дар моей жестокой жизни…
Евпатория. « Здесь я проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов» А. Ахматова «Коротко о себе»
Сборник вышел тиражом 300 экземпляров, и он принес Ахматовой известность. Ранние стихи напоминали страницы дневника и волновали читателя тонкой гаммой чувств, подробностями психологических переживаний.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе, О смерти господа моля. Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля. Журавль у ветхого колодца, Над ним, как кипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска. И те неяркие просторы, Где даже голос ветра слаб, И осуждающие взоры Спокойных, загорелых баб. Осень 1913 год
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар- Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. Петербург. 1915г.
Ленинград. Фонтанный дом год И ты мне все простишь: И даже то, что я не молодая, И даже то, что с именем моим, Как с благостным огнем тлетворный дым, Слилась навеки клевета глухая г.
Уводили тебя на рассвете. За тобой, как на выносе, шла, В темной горнице плакали дети, У божницы свеча оплыла. На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе… Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть.
Постучись кулачком – я открою, Я тебе открывала всегда. Я теперь за высокой горою, За пустыней, за ветром и зноем, Но тебя не предам никогда… Памяти Вали Смирнова, погибшего при артиллерийском обстреле в Ленинграде В 1924 году
Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Родная земля В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем, Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да для нас это хруст на зубах, И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. Ленинград.1961
Летят года… Летят года, как междометья, Как паутина по стерне. Сафо двадцатого столетья Однажды говорила мне: - Не скроешься. Поэты голы. Всем, чем богаты и бедны, Их мысли, души и глаголы До основания видны. И вывод следовал курсивом Без разделенья запятой: Поэт обязан быть красивым Нестыдной правды наготой… Михаил Дудин