Концепция воспитания в системе непрерывного образования утверждена приказом МОН РК 521 от 16 ноября 2009 года и рекомендовано организациям непрерывного образования РК
Структура концепции Введение Современное состояние воспитания: Аналитический обзор Ценности воспитания Цель и задачи концепции Методологические основы и принципы организации воспитательного процесса Цель, задачи, содержание воспитания Условия реализации концепции Ожидаемые результаты реализации концепции Глоссарий.
Цели и задачи Концепции Цель – формирование единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи в РК. Задачи: актуализация социальной значимости и перспективности воспитания подрастающего поколения; сосредоточение интеллектуальных, организационно- педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на реализации задач воспитания; создание открытого информационного, образовательного, деятельностного и коммуникативного социального пространства для формирования у детей, подростков и молодежи потребности быть самостоятельной личностью; создание организационных условий повышения социальной компетентности и ответственности подрастающего поколения за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие; воспитание молодого поколения казахстанцев на ценностях толерантности, согласия и культуры межэтнического общения; создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения детей и молодежи к окружающему миру, обществу, природе; создание условий для профессионального становления и самореализации личности, формирование потребности к самообразованию на протяжении всей жизни.
Методологические основы организации воспитательного процесса Подход – это ориентация учителя или руководителя общеобразовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Виды подходов: антропологический, личностно- ориентированный, деятельностный подход в воспитании, комплексный, аксиологический, амбивалентный, системный, синергетический, средовой. Принципы воспитания – это исходные положения, важнейшие правила организации воспитания, которые воспитатели должны обязательно соблюдать. Принципы природосообразности; культуросообразности; целенаправленности; гуманистической направленности; этничности; обеспечения преемственности и единства требований; непрерывности воспитания; эффективности социального взаимодействия; социальной адекватности; демократизации; вариативности.
Цель, задачи, содержание воспитания Цель воспитания – создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота РК, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. Задачи воспитания: Создание и развитие воспитательных систем организаций образования, способствующих формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности; Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям; Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде; Создание условий для освоения детьми и молодежью мировой и национальной культуры через овладение государственным и другими языками, изучение и принятие традиций и культуры народов Казахстана;
Максимальное развитие в условиях организаций образования познавательных интересов детей и молодежи, их творческих способностей, общеучебных умений, навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации и социализации личности; Формирование личностно и профессионально значимых качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной социальной профессиональной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном и профессиональном самосовершенствовании; Воспитание на основе сформированных в казахстанском обществе устойчивых традиций этнической и религиозной толерантности; Формирование у детей и молодежи навыков противодействия различным формам этнорелигиозного экстремизма и радикализма, проникающим в Казахстан извне; Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы. Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в досуговом периоде.
Приоритетные направления воспитательной работы гражданско – патриотическое, правовое и поликультурное воспитание духовно – нравственное воспитание семейное воспитание формирование потребности в самопознании и саморазвитии личности формирование социально значимых и индивидуальных качеств формирование коммуникативной культуры экологическое воспитание эстетическое воспитание физическое воспитание и формирование здоровьесберегающей среды здорового образа жизни трудовое и экономическое воспитание профессионально-творческое воспитание развитие интеллектуальной культуры.
Условия реализации Концепции актуализация политической и социальной значимости и перспективности воспитания детей и молодежи; концентрация интеллектуальных, организационно- педагогических, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на реализации задач воспитания; создание открытого информационного, образовательного, деятельностного, коммуникативного, социального и личностного пространства, воспитывающей среды для формирования у детей и молодежи потребности быть самостоятельной и ответственной личностью; *создание организационных условий повышения социальной компетентности и ответственности воспитанников за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие; воспитание молодого поколения казахстанцев на общечеловеческих и национальных ценностях: толерантности, согласия и культуры межэтнического общения; создание социально-педагогических условий, способствующих формированию позитивного отношения детей и молодежи к окружающему миру, обществу, природе; создание условий для профессиональной ориентации и самореализации личности, формирование потребности к самообразованию на протяжении всей жизни и т.д.
Основными ресурсами в реализации Концепции являются: нормативно – правовое обеспечение информационное обеспечение научно – методическое обеспечение организационно – управленческое обеспечение материально – техническое обеспечение Психолого – педагогическая поддержка Кадровое обеспечение
Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции воспитания в системе непрерывного образования в РК должна обеспечить: осознание обществом приоритетности и значимости воспитания, реальное закрепление его статуса в обществе; обеспеченность непрерывности и преемственности воспитания на всех уровнях системы образования; возросший уровень воспитанности детей, подростков и молодежи; утверждение здорового образа жизни как нормы; возросший уровень духовности и нравственности общества; педагогически управляемые, развивающиеся воспитательные системы организаций образования на всех уровнях. В результате реализации Концепции будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель воспитания с учетом общечеловеческих и национальных ценностей.
Глоссарий воспитание воспитательный процесс воспитательная работа воспитательная система дополнительное образование современный воспитатель самовоспитание самоуправление социализация социальная активность самосознание толерантность