Преемственность в коррекционной работе дошкольных и школьных логопедов
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка
Преемственность с точки зрения детского сада – это – ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения
Модель преемственности Стимулирующе- мотивационный (личностный аспект ребёнка) Процессуально -деятельностный аспект: Методы, формы, средства деятельности участников педагогического процесса
Периодизация детства Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин «Каждому возрасту соответствует определённый тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создаёт единство психического развития ребёнка (В.В. Давыдов)
Ведущая деятельность до 1 года – непосредственно-эмоциональное общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими людьми, психическая общность с ними, эмоциональное отношение к ним, а также ряд перцептивных действий
Предметно-манипулятивная деятельность характерна для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве с взрослыми), ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами: у него возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление. Центральное новообразование этого возраста – появление у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного "Я".
Игровая деятельность наиболее свойственна ребенку от 3 до 6 лет. В игре развиваются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выявлению в них моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них.
Учебная деятельность характерна для детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.
Таким образом, преемственность может быть основана на идее ведущей деятельности или периодизации детского развития, которая предполагает смену ведущего типа деятельности в зависимости от возраста и новообразований у ребенка.
Основные направления ступеней образования, входящие в модель преемственности самоценность каждого возраста: опора на достижения предыдущего этапа; индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; развитие ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед; гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку; открытость человека изменяющемуся миру; сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.
Цель данной системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, уровня развития, материального уровня жизни.
Подготовка к интегрированному обучению детей с нарушениями речи – вопрос преемственности в работе дошкольной и школьной логопедических служб Л.Н. Ефименкова Г.Г. Мисаренко А.В. Ястребова Л.Ф. Спирова Т.П. Бессонова
Параметры готовности к школьному обучению умение управлять своим поведением; выполнение требований взрослого; участие в различной деятельности; достаточный уровень сформированности всех сторон речи (звукопроизношение, слоговой состав слова, лексико-грамматические категории, связная речь); владение навыками звукового анализа и синтеза слов; достаточный уровень развития памяти, произвольного внимания, мыслительных операций сформированность зрительно-пространственного восприятия, временных ориентировок; достаточная зрительно-моторная и слухо-моторная координация. Соответствующий возрасту запас знаний об окружающем мире
Таким образом, модель готовности выстроена, определены ее параметры. Но с одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены. С другой стороны допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении письму и чтению и констатировать у ребенка «второй дефект» - дисграфию и дислексию.
Преемственность в работе ДОУ 66 и МОУ «ООШ 2» Обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования Посещение итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая подготовка ребёнка к школе» Подготовка методических рекомендаций для родителей будущих первоклассников Обсуждение основных направлений коррекционной работы с выпускниками логопедических групп, уточнение индивидуальных особенностей детей
Трудности осуществления преемственности : Часто дети из одной логопедической группы поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами; Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя-логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом с данным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы.
Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы ММО учителей- логопедов. Нет взаимодействия ММО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ в том числе по вопросам преемственности.
Предложения: Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках ММО
Учителям-логопедам ДОУ заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.
Ф.И. ребёнка ________________________________ Дата рождения __________ ДОУ _____, срок обучения в логопедической группе _____________________ Диагноз при поступлении Состояние речевых и двигательных функций на момент выпуска сформированоне сформировано недостаточно сформировано а) звукопроизношение б) фонематическое восприятие в) лексико- грамматический строй д) слоговая структура е) связная речь ж) общая и мелкая моторика Рекомендации ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Примечания Учитель-логопед _________________________________
Карточка по выпуску позволит : своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы; облегчит обследование; поможет составить коррекционно- развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 14 сентября; в такие сроки углубленное обследование осуществить нереально); на основе рекомендаций логопеда ДОУ направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам; дать рекомендации родителям и учителям; осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.