Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. И.А.Зязюн И.А.Зязюн
Цели педагогической деятельности в социальной работе: Организация воспитательного коллектива Структурирование содержания учебно-трудовой деятельности Свободное времяпрепровождение Общение с учетом социально-психологических компонентов жизнедеятельности Организация социальной помощи Развитие способности к самопомощи Формирование всесторонне развитой личности, отличающейся социальной, трудовой, экономической подвижностью.
Задачи педагогической деятельности связаны со всеми видами социальной работы и включают положения: мобилизовать теоретические, личностно - деятельностные по своему характеру педагогические факторы, на основе которых осуществляется эффективная социализация индивидуумов и групп; создать внешние и внутренние условия для интеграции личности; обеспечить усвоение знаний, ценностей, норм жизнедеятельности, умений применять эти знания в социальной практике; гармонизировать жизнедеятельность объектов и субъектов социальной работы так, чтобы сформировать у них всестороннюю подвижность; ориентировать социальную работу на индивидуальный подход, на развитие способностей к самостоятельной творческой деятельности; создать продуктивные воспитательные отношения, помогающие социализации; сформировать саморегуляцию личности как метод профилактической, коррекционной, реабилитационной деятельности.
Ведущим стимулом педагогического содержания выступает успех жизнедеятельности личности. Между тем, в социальной работе значительное место занимают мероприятия социальной помощи и обслуживания населения, тогда как доучивание, переучивание как пути активизации жизнедеятельности распространены менее широко.
Педагогическая деятельность выполняет множество функций: диагностическуюпрогностическуюорганизующуюформирующуюнаучающуювоспитывающуюразвивающуюкорректирующую
Педагогические функции в социальной работе предполагают: сохранение и развитие социума путем воспитания и оздоровления людей, создание благоприятных условий их жизнедеятельности.
Педагогическая деятельность в социальной работе представляет собой целенаправленную активность людей в познании и преобразовании социума, так что создаются более благоприятные условия жизнедеятельности, включающей труд, учение, игру, общение. При этом происходит социальное развитие личности. В педагогическую деятельность человек включается под влиянием социальных потребностей, интересов, склонностей, мотивов, которые можно называть как факторы деятельности.
Специфика социальной работы по группам населения и по отраслям производства, сервиса, культуры, науки влияет и на содержание педагогической деятельности. Различные отрасли производства в разной степени связаны с человеческим фактором. Например, производство белья, одежды, средств ухода за младенцами, протезов, колясок для инвалидов должно непосредственно учитывать особенности контингента. Точно так же необходимо знать особенности труда инвалидов с применением технологических приспособлений, режима труда и отдыха.
Для педагогической деятельности в структуре социальной работы ведущую роль играет трудовое законодательство, регулирующее трудовые отношения лиц молодого возраста.
В содержание педагогической деятельности в социальной работе входит знания психологии и педагогики воспитания в коллективе. В связи с этим требуется: изучить общественное мнение как мощный механизм воздействия на личность, перевода единого педагогического требования во внутренний план, использования его в целях саморегуляции усвоить социальные ценности, знания способов их формирования в коллективе знать закономерность, что общественная активность и общественная направленность могут не совпадать
Педагогическая деятельность способствует формированию умений и навыков самовоспитания. Усвоив знания о сущности самовоспитания, наблюдая успешное самовоспитание окружения, подражая личностному самосовершенствованию преуспевающих людей, включенные в педагогическую деятельность научаются: ставить реальные задачи самовоспитания, подбирать способы деятельности, благотворно влияющие на интеллект характер, волю, анализировать свои достижения и недостатки, поддерживать постепенное и непрерывное самовоспитание.
Таким образом, педагогическая деятельность в социальной работе представляет собой целенаправленную активность людей в познании и преобразовании социума, так что создаются более благоприятные условия жизнедеятельности, включающей труд, учение, игру, общение. При этом происходит и социальное развитие личности. В педагогическую деятельность человек включается под влиянием социальных потребностей, интересов, склонностей, мотивов, которые можно называть как факторы деятельности. Смысл педагогической деятельности состоит в том, чтобы придать социальной работе личностно направленный характер, сделать ее значимой для всех участников социальной работы.