Аудирование цель и средство обучения Учитель английского языка гимназии 1 г. Полярные Зори Мошкина Ирина Ивановна
Аудирование – это восприятие и понимание на слух речи Цель: научить понимать звучащую речь в реальном общении. Аудирование даёт информацию для развития навыков говорения и письма, являясь средством обучения.
Основные трудности понимания речи на слух кратковременность предъявления информации; темп, задаваемый говорящим; источник аудирования: живой партнер в беседе, звучащая речь с аудиокассеты; тембр, сила голоса, индивидуальные характеристики речи; отклонение от нормативного произношения; длительность, громкость и чистота звучания текста незнакомый материал (лексика, грамматика); длина предложений; трудности, связанные с содержанием; трудности, связанные с формой предъявления; трудности, связанные с восприятием определенного вида речевой деятельности (монолог/диалог/полилог); не достаточно развитый фонематический речевой слух.
Особенности восприятия иноязычной речи на слух основная информация, выраженная в начале сообщения, понимается на 100%, в конце на 70%, в середине сообщения на 40%; речь, предъявленная мужчиной, воспринимается легче, чем речь женщины или ребёнка; восприятие текста без зрительной опоры сложнее, поэтому такой текст не должен превышать полутора-трёх минут, со зрительной опорой пяти минут; подкрепление артикулированием слухового образа облегчает процесс восприятия речи на слух
Факторы успешного обучения аудированию на начальных этапах обучения аудированию следует отдавать предпочтение монологическим текстам; осуществлять внутреннее проговаривание; осуществлять вероятностное прогнозирование; применять предтекстовые задания, задания, выполняемые непосредственно в процессе звучания текста и послетекстовые задания; регулярные занятия позволяют заполнить пробелы в навыках восприятия иноязычной речи, снять эмоциональный барьер и чувство страха перед аудированием
Типы аудиотекстов художественный рассказстихотворениестатьярадиопрограммапеснявидеофильмреклама
Механизмы аудирования Речевой слух Узнаёт знакомые образы в потоке речи Память Долговременная, кратковременная, оперативная Вероятностное прогнозирование Смысловое, лингвистическое артикулирование Чем чётче внутреннее проговаривание речи, тем выше уровень аудирования
Система упражнений на развитие механизмов аудирования Речевой слух Повторить за диктором в паузу или синхронно Аудировать со зрительной опорой Направленное аудирование (заполнять пропуски) Память Согласиться или не согласиться с прослушанным Прослушать текст, сравнить с печатным, найти расхождения Запомнить и повторить правильную последовательность дат, имён и т.д. Прослушать слова, сгруппировать их по какому-либо признаку Вероятностное прогнозирование Подобрать как можно больше определений к словам Составить возможные словосочетания Определить содержание по заголовку, картинкам, вопросам и т.д. артикулирование Проговаривать про себя аудиотекст
Этапы работы с аудиотекстами дотекстовый (Before listening) послетексто вый (follow-up activities) во время прослуши вания (While listening)
Дотекстовые упражнения способствуют созданию у обучающихся мотивации, настроя на прослушивание текста снимают лексические, грамматические, фонетические и социокультурные трудности обсуждение вопросов, утверждений до прослушивания работа с иллюстрациями к тексту, составление ряда картинок, прогнозирующих вероятный ход текста догадка о содержании по заголовку
Текстовые упражнения игры бинго с цифрами, буквами, картинками с изображением каких-либо предметов (услышанное слово вычёркивается) вставить пропущенные слова закончить предложение найти эквивалент, синоним, объяснение слову определить верные высказывания выписать отдельную информацию согласиться или не согласиться с услышанным
Послетекстовые упражнения. в ыполняют контролирующую функцию. Проверить общее понимание.Проверить запрашиваемую информацию.Проверить полное понимание текста
Упражнения на развитие навыков аудирования Определить количество слов в услышанных предложениях. Приостановить звучание текста, побуждая обучающихся к продолжению с целью развития прогнозирования. Прослушать предложение и составить следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным. Прослушать фрагмент текста и найти его место в графическом тексте. Разложить предложенный ряд картинок в последовательности, прогнозирующей содержание текста. Определить, кому из персонажей текста могут принадлежать предложенные реплики. Тренировать кратковременную аудитивную память и внимание. (Учитель говорит шёпотом предложение одному ученику, он должен передать другому и т.д. ) Развивать речевой слух (Один обучающийся выходит из класса. Учитель показывает остальным предложение и называет по одному слову из этого предложения каждому обучающемуся. Когда ученик входит в класс, все начинают произносить свои слова. Задача ученику - понять смысл высказывания, расставить все слова по своим местам, чтобы получилось говорящее предложение); Развивать речевой слух (Визуальный диктант при прохождении тем Город, Квартира и др. Обучающимся раздаются незаполненные планы, которые они, ориентируясь на слух, должны заполнить необходимыми словами).
Подсказки для успешного аудирования Внимательно прочитайте задание перед прослушиванием. Найдите ключевые слова в поставленных вопросах. Подумайте о возможных ответах. Попытайтесь догадаться, о чём будет аудиотекст по картинкам, заглавию, вопросам. Если надо заполнить пропуски, предположите до прослушивания возможные варианты. Обратите внимание на часть речи пропущенного слова. Постарайтесь понять, какую информацию нужно выбрать из звучащего текста. При прослушивании не сосредотачивайтесь на незнакомых словах. Старайтесь понять основное содержание, опираясь на знакомые ключевые слова и фразы. Попытайтесь догадаться о значении незнакомых слов из контекста, обращая внимание на их часть речи и сочетаемость с другими словами. Проговаривайте про себя то, что слушаете. Прогнозируйте содержание последующей реплики собеседника. Это поможет пониманию.
Подсказки для успешного аудирования Старайтесь понять не только основной смысл, но и уловить интонацию говорящего, которая выражает его отношение к предмету разговора. Слушая диалог, постарайтесь определить, кем являются собеседники, какие отношения их связывают. Это поможет понять содержание разговора. Выполняя задание на выбор ответа (А, В или С), не выбирайте вариант ответа только потому, что вы услышали такие же слова в тексте. Часто это неверные варианты. Выполняя задание на выбор ответа (А, В или С), подумайте о содержании высказывания в целом. Выполняя задание на выбор ответа (А, В или С), обратите внимание на синонимы, на то, что правильный выбор будет содержать другие слова, передающие такую же информацию. Помните, что в заданиях на множественный выбор порядок вопросов соответствует порядку появления информации в тексте. Не оставляйте вопросы без ответов! Если вы не знаете ответа, доверьтесь своей интуиции
Заключение Важно помнить, что обучать аудированию необходимо в тесном взаимодействии с другими видами речевой деятельности, в рамках единой системы обучения иностранному языку. Бесспорно, что только регулярные занятия, начиная с первых дней изучения языка, направленные на формирование механизмов аудирования, помогут преодолеть психологический барьер, трудности, возникающие при понимании содержания иноязычного текста
Список литературы Настольная книга преподавателя иностранного языка / Сост. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Минск: Вышэйшая школа, С Пассов Е. И. Программа концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, с. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, С. 104–123. Рыбина О. В. Обучение аудированию на уроках иностранного языка // Образование в современной школе С Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. М.: Педагогический университет «Первое сентября»2006. С. 42– 51. Соловова Е.Н., Солокова И.Е. Английский язык.Подготовка к экзаменам. Pearson. Longman, 2007, С. 42–51