Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью
Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие в чужую речь, называются словами автора.
Сравните: 1. - Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся, - крикнул старик ласково. -Боюсь, - раздался тонкий голосок. 2. Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни подошла к нему. Аннушка тонким голоском ответила, что боится
Способы передачи чужой речи (синтаксические синонимы) 4 Предложения с прямой речью для передачи ее без изменений; 4 СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями; 4 ПП с дополнением, называющим тему чужой речи; 4 предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.
Прямая речь - это передача чужой речи с сохранением формы и содержания.
Проанализируйте предложения, составьте схемы. 1. Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» 2. Валя, обняв за плечи мать, успокаивала её: «Ты не тревожься, мама». 3. «Это лошадь отца моего», - сказала Бэла. 4. «Что там у вас?» - спросил Фандорин. 5. «Ветру бы теперь дунуть...» - говорит Сергей.
Составьте схемы предложений 1. «Мы решили, - продолжал Мешков, - что останемся здесь ночевать». 2. «Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик». * 3. «Ой, не воротиться ли? - говорил я. - К чему упрямиться?» 4.«Вот он край света! – воскликнул Мохов.– Никогда еще так далеко не ездил!»
Сложные случаи знаков препинания. 1. «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова потребовал: - Старуха, отвечай!» 2. Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал. Раздался голос: «К вам можно?» - и кто-то, не дожидаясь ответа, вошёл в комнату.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
4 Монолог[гр. Monologos < monos один +logos речь] - речь, обращенная к слушателям или к самому себе. 4 Диалог - разговор двух лиц. 4 Полилог - разговор нескольких лиц. Оформление диалога «П». - «П!» «П», -а. «П». - П. - П!
Оформление диалога 1. Как-то раз я спросил Бахчаняна: - Ты армянин? - Армянин. - На сто процентов? - Даже на сто пятьдесят. - Как это? - Даже мачеха у меня была армянка. 2. Как-то раз я спросил Бахчаняна: «Ты армянин?» - «Армянин». - «На сто процентов?» - «Даже на сто пятьдесят». - «Как это?» - «Даже мачеха у меня была армянка».
Расставить знаки препинания, пользуясь выведенными схемами. 1. На мой вопрос Жив ли старый смотритель никто не мог дать мне ответа. 2. Штаны коту не полагаются мессир с большим достоинством отвечал кот Уж не прикажете ли вы мне надеть и сапоги? 3.Она сказала Нынче говорят в университете уже мало занимаются науками и подозвала свою собачку. 4. Петров на прощанье сказал Позвони мне и вышел на остановке.