Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика
Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии Л.В.Выготский Л.В.Выготский
Образовательные системы Традиционная Система Система Л.В.Занкова Д.Б.Эльконина– В.В.Давыдова
Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой– открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.
Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру.
Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья
внутренняя свобода личности ребенка; внутренняя свобода личности ребенка; умение свободно объяснять свои действия; умение свободно объяснять свои действия; умение критически их оценивать; умение критически их оценивать; способность при известных условиях отказываться от сложившихся догм и правил; способность при известных условиях отказываться от сложившихся догм и правил; умение оценивать свои возможности, рефлексировать свои действия, способность самостоятельно решать учебные задачи. умение оценивать свои возможности, рефлексировать свои действия, способность самостоятельно решать учебные задачи.
развитие наблюдательности – умение воспринимать явления, факты;развитие наблюдательности – умение воспринимать явления, факты; развитие отвлеченного мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению;развитие отвлеченного мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению; развитие практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.развитие практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.
Дидактические принципы системы развивающего обучения обучение на высоком уровне трудности при соблюдении меры трудности;обучение на высоком уровне трудности при соблюдении меры трудности; ведущая роль теоретических знаний в обучении;ведущая роль теоретических знаний в обучении; осознание учащимися процесса обучения;осознание учащимися процесса обучения; быстрый темп изучения материала;быстрый темп изучения материала; работа над развитием всех учащихся - как сильных, так и слабых.работа над развитием всех учащихся - как сильных, так и слабых.
Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Условия реализации: Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности). Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности). Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру. Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру. Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению). Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению).
Ведущая роль теоретических знаний Условия реализации: выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала
Быстрое прохождение учебного материала Условия реализации: Условия реализации: – постоянное движение вперед в освоении учебного материала; – непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний; – многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности).
Осознание процесса обучения Условия реализации: Условия реализации: обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность, значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность, значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.) формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)
Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся Условия реализации: выявление и учет индивидуальных различий между детьми; обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до какого-то извне заданного уровня
Методические свойства развивающей системы o многогранность o процессуальность o коллизии o вариативность
Многогранность в содержании образования: учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников; в содержании образования: учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников; в методах и приемах обучения: разнородность функций – одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической): в методах и приемах обучения: разнородность функций – одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической): в жизни ребенка: организация совместной деятельности учителя, родителей, товарищей по классу, единство учебной и внеклассной работы. в жизни ребенка: организация совместной деятельности учителя, родителей, товарищей по классу, единство учебной и внеклассной работы. единство умственной деятельности и эмоциональной жизни ребенка. единство умственной деятельности и эмоциональной жизни ребенка. «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» (Л.В. Занков) (Л.В. Занков)
Процессуальность последовательная, из урока в урок, организация усвоения нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного); создание условий для осознания необходимости нового материала, изменяющего взгляд и отношение к тому или иному понятию, закону или закономерности; становления знаний. характер и последовательность нового материала, упражнений по его усвоению, диктуются необходимостью постоянного возврата к ранее пройденному с целью включения старого материала в новые связи и отношения. Постоянный возврат к ранее пройденному материалу, его органическая существенная связь с новым – главное условие становления знаний.
Коллизии ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.; он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.; он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой- то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой- то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.
Вариативность Учитель может: изменять поурочный план изменять поурочный план изменять способы работы; изменять способы работы; изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке. изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке. Ученики могут: Ученики могут: выбирать задания и способы решения учебной задачи. выбирать задания и способы решения учебной задачи. При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» Н.В. Нечаева
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить А.Дистерверг
Учитель в развивающей системе: профессионально компетентный учитель; профессионально компетентный учитель; гуманист; гуманист; равноправный партнёр; равноправный партнёр; организатор учебной деятельности; организатор учебной деятельности; участник коллективного процесса познания. участник коллективного процесса познания.
Ученик в развивающей системе: целостная личность; целостная личность; субъект учения; субъект учения; участник учебного сотрудничества; участник учебного сотрудничества; критически мыслящий человек; критически мыслящий человек; не ученик, а учащийся. не ученик, а учащийся.
Система взаимоотношений: сотрудничество; сотрудничество; партнёрство; партнёрство; сотворчество; сотворчество; сопереживание; сопереживание; совместная деятельность; совместная деятельность; диалог. диалог.
Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы Занков Занков Л.В