ТЕМА 10 РИСК И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ У истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение Питер Друкер, американский экономист
10.1 Информация и ее неопределенность Информация – очень ценный экономический ресурс. Модель совершенной конкуренции – симметричность и совершенность информации Но… на реальном рынке информация Несовершенна Ассиметрична
10.2 Две точки зрения на неопределенность информации 1.неопределенность мешает субъектам вести себя рационально 2.ограниченность и ассиметричность информации позволяет получать ее владельцам особый доход
10.3 Ассиметричность информации… …порождает дополнительные издержки для участников сделки Пример 1. Рынок «лимонов» (Джордж Акерлоф, Нобелевский лауреат 2001)
Рынок «лимонов» 1.Подержанные автомобили в хорошем состоянии Цена спроса = 6000 у.е. (max) Цена предложения = 5000 у.е. и выше 2. Подержанные автомобили в плохом состоянии Цена спроса = 3000 у.е. (max) Цена предложения = 2000 у.е. и выше
Рынок «лимонов»(продолжение) Совершенная информация два независимых сегмента рынка две цены спроса (3000 и 6000) Несовершенная информация единый рынок единая цена спроса = =( )/2=4500
Рынок «лимонов»(продолжение) При цене Pd=4500 у.е. Продавцы хороших авто (Ps=5000) уйдут с рынка, т.е. произойдет «неблагоприятный отбор»
Примеры «неблагоприятного отбора»на рынке страховых услуг Страхуют свою жизнь самые больные Страхуют свой автомобиль самые рисковые и т.д. Рост цен страховых услуг – вытеснение здоровых и осторожных
Моральный риск 100% страхование возможного ущерба меняет поведение человека Человек сознательно увеличивает вероятность ущерба Примеры: Парковка в небезопасном месте, Незапертая машина (квартира), Отсутствие сигнализации и т.д. Дополнительные издержки для страховых компаний
10.4. Риск как экономическая категория его классификация Риск – экономическая ситуация с неопределенным исходом Классификация риска по степени потерь Допустимый риск (прибыль) Критический риск (доход) Катастрофический риск (имущественное состояние, банкротство фирмы и т.д.)
Оценка риска Для оценки риска – математическое ожидание выигрыша (проигрыша) П 1,2,… вероятность исхода, Х 1,2,… значение исхода Е(х)=п 1 х 1 + п 2 х 2 +…+ п n х n
Примеры оценки математического ожидания «Орел-решка» (вероятность ½, выигрыш = 10 руб.) «Игра в кости» (вероятность 1/6, выигрыш =10 руб.)
Примеры оценки математического ожидания Поливать или не поливать? У фермера засыхает урожай. Вероятность дождя 50%, или ½. Работа системы орошения - $100. Если он польет растения или если пойдет дождь, то урожай принесет прибыль $1000; но если растения не получат воды, то прибыль составит $500. Должен ли фермер поливать растения?
Вероятность события Объективная вероятность Кол-во благоприятных исходов/общее кол-во исходов Субъективная вероятность Степень убежденности в наступлении события
Ожидаемая полезность события Ожидаемая полезность E(U) события не равна математическому ожиданию E(x) выигрыша!!! Е(х) = п 1 х 1 + п 2 х 2 + … E(U) = п 1 u 1 + п 2 u 2 + …
Ожидаемая полезность события (продолжение) Причины различия математического ожидания и ожидаемой полезности E(U)=Е(х) 1. Эффект владения U Рубли Функция совокупной полезности (закон убывания предельной полезности) убыток выигрыш
Ожидаемая полезность события (продолжение) Причины различия математического ожидания и ожидаемой полезности 2. Различное отношение к риску Нейтральные «Игроки» Осторожные
Ожидаемая полезность события (продолжение) Причины различия математического ожидания и ожидаемой полезности E(U)=Е(х) 3. Эффект точки отсчета (эластичность спроса)
Ожидаемая полезность события (продолжение) Причины различия математического ожидания и ожидаемой полезности E(U)=Е(х) 4. Эффект определенности (привлекательность определенных исходов выше, чем неопределенность)
10.5 Способы минимизации риска Страхование (обмен риска больших потерь на определенность потерь малых) Объединение риска (между несколькими участниками) Диверсификация риска (вложение в различные сферы) Дополнительная информация
10.6 Теория рыночных сигналов Майк Спенс (Нобелевская премия 2001) Рыночный сигнал – информация о товаре, целенаправленно посылаемая продавцом в адрес потенциального покупателя Внешний вид Дипломы, сертификаты Гарантии и обязательства Репутация и т.д.
Вместо заключения… «Следует фокусировать внимание скорее на максимизации возможностей, чем на минимизации риска…» Питер Друкер, американский экономист