Цель. Рассказать о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.
Плохо. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам: - Как вам не стыдно! - А что стыдно! Мы ничего не делали! - удивились мальчики. - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина. В. Осеева
- Что заставило женщину отогнать собаку? - Чему удивились мальчики? - Верно ли сделала замечание женщина? - А как бы вы поступили? Почему? - Смогли бы вы сделать замечание о неправильном поступке незнакомому человеку?
1. Заглавие. 2. В заглавии прямо или косвенно должна отображаться тема (то, о чем говорится в тексте), основная мысль (то, в чем убеждает вас автор). 3. Начало. 4. Тема и основная мысль раскрываются на протяжении текста. Как правило, текст делится на три части: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение. Именно в заключении присутствует элемент конца текста. 5. Конец текста. 6. Все части связаны между собой по смыслу и по строению. 7. Текст имеет композиционную завершенность (в начале текста мы оттолкнулись от названия «Плохо», в конце текста в речи героини опять звучит это слово - «плохо». Именно оно является ключевым (главным) в раскрытии поведения ребят).