Проблемы в работе с одаренными детьми «Таланты редки – их надо беречь и сохранять: в них настоящая, живая сила нации». В. Вернадский
Одаренность – это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Концепция Штерна: «Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования… есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни». Концепция Рензули: одаренность – это совокупность интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости.
Одаренность Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Виды одаренности Художественная одаренность Общая интеллектуальная (академическая) одаренность Лидерская одаренность Практическая одаренность
Признаки одаренности Устойчивость мотивации к определенному виду деятельности Соотношение: наибольший результат при минимальных затратах Иной взгляд на проблему
Общая интеллектуальная одаренность интеллектодаренность высокая познавательная потребность креативность
Пути развития одаренности Развитие творческого мышления на уроках Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности Развитие творческих способностей во внешкольной работе Развитие творческих способностей в системе дополнительного образования
При работе с одаренными детьми необходимо: Постоянно стимулировать их познавательную активность и мотивацию Развивать креативность мышления, стремиться придавать познавательному процессу творческий характер Выбирать те виды творческой деятельности, в которых ребенок будет наиболее успешным
Проектная деятельность Проектная деятельность как путь развития способностей одаренных детей Развитие креативных и коммуникативных способностей Мотивация учащихся на успешное изучение языка Повышение самооценки учащихся Решение проблемы мотивации учебной деятельности Практическое овладение иностранным языком Развитие устно-речевых и лексических навыков
Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры Оздоровительное направление Образовательное направление Воспитательное направление Использование диагностики (тестирования) Сопровождение одаренных детей
Тестирование Палетиной Л. Упражненияотличнохорошо 1Бег 100 м (сек)15.5 2Бег 2000 м (мин)9.00 3Прыжок в длину с места (см) 185 4Подтягивание (раз) 15
Принципы работы с одаренными детьми (результаты анкетирования) Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности – 40 % Принцип возрастания роли внеурочной деятельности – 50 % Принцип индивидуализации и дифференциации – 100 % Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя – 40 % Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества – 95 %
Формы работы с одаренными детьми (результаты анкетирования) Групповые занятия с сильными учащимися Занятия исследовательской деятельностью Кружки по интересам Факультативы Конкурсы Участие в олимпиадах Работа по индивидуальным планам Индивидуальное консультирование Учеба в центре «Олимп» Научно-практические конференции
Проблемы в работе с одаренными детьми (результаты анкетирования) Неумение диагностировать одаренность Отсутствие методической литературы Нехватка времени для работы с такими детьми Большая загруженность учащихся Недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми 1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка. 2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам. 3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени. 4. Ребенку предоставить: название темы, план изучения темы, основные вопросы, понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы, список необходимой литературы, формы контроля, задания для самопроверки. 5. Для анализа результатов работы оформить таблицу: предмет дата и время консультаций главные рассматриваемые вопросы время работы с темой по программе фактическое затраченное время дополнительные вопросы, не предусмотренные программой невыясненные вопросы причины отклонений от сроков. 6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
При работе с одаренными детьми учитель должен: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего дошкольного и школьного возраста; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей; иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно нетрадиционное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Литература Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982 Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– 9. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно- ориентированное образование и развитие одаренности: Научно- методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.– 6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2000.
«Если Вы получаете удовольствие от общения с одаренными учащимися как от интересных людей, свободно обмениваетесь с ними точками зрения на любые вопросы, не боитесь учиться чему- либо у них, а они не теряют блеска в глазах в процессе работы с вами, Вы на правильном пути».