Урок литературы подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства раскрытия образа Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Advertisements

Презентация к уроку (литература, 9 класс) по теме: Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"
Гипотеза: Н.В.Гоголь решил провести своего героя путем Данте через ад, чистилище и рай, потому что верил в духовное возрождение каждого.
Вся Русь явится в нём… Это будет моя первая порядочная вещь, которая вынесет моё имя… Н.В.Гоголь.
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ», 2012.
Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». Манилов – «Ни то, ни се» Коробочка – дубинноголовая Ноздрев – историческая личность Собакевич – историческая личность.
Тест по творчеству Н.В.Гоголя Литература 9 класс Учитель русского языка и литературы МБОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан.
Чичиков: подлец, приобретатель или…? (по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души») Урок-исследование.
Н.В. Гоголь «Мертвые души» История создания, особенности сюжета История создания, особенности сюжета и композиции, и композиции, система образов. система.
Россия «Мёртвых душ». Система образов в поэме Н. В. Гоголя.
Выполнена ученицей 9 класса МОУ Высоковской СОШ Бубягиной Екатериной © п.Борисоглебский, 2010 Чичиков – кто он? ( По поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»)
«Мёртвые ду́ши» произведение писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомное произведение.
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
побудить к раздумьям над судьбой России. увидеть художественное мастерство Н. В. Гоголя ; определить роль образа Чичикова в сюжете и идейном содержании.
История Чичикова. 11 глава. Этапы жизни. Детство. Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно.
Уроки по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в 9 классе. Автор – Бродягина Ольга Семёновна, учитель русского языка и литературы МОУ Улётолвская сош Забайкальского.
«Ионыч». Урок-исследование По 6 главе поэмы Гоголя «Мертвые души»
«Мертвые души» Анализ 1 главы. Замысел поэмы Гоголь ориентируется на «Божественную комедию»: 1-я часть – «ад» - задумана как представление и аналитическое.
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Транксрипт:

Урок литературы подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

Цель Раскрыть средства создания образа Чичикова и его композиционную роль

Лексическая работа Диспут –

Вопросы к диспуту Какими чертами наделил своего героя Гоголь ? Почему деятельность Чичикова не была и не могла быть созидательной ? При каких условиях могла появиться такая личность ? Насколько интересен этот герой современному читателю ? Мертвые души сегодня …

Характеристика образа Чичикова По жанру « Мертвые души » - поэма, лиро - эпическое произведение с элементами романа. С образом Чичикова связано романное начало. Особенности характера героя и его место в произведении позволяют сближать « Мертвые души » с плутовским романом.

Композиционная роль образа 1. В целом сюжет « Мертвых душ » хроникальный, и образ Чичикова играет связующую роль, особенно в гл. II – VI. 2. Композиционную и сюжетообразующую роль Чичикова можно сравнить только с ролью Вергилия из « Божественной комедии » Данте, по образцу которой Гоголь писал свою поэму. Читатель следует за Чичиковым, он как бы проводник в этом царстве « мертвых душ », в этом своеобразном гоголевском « аду »: городе NN и его окрестностях.

Средства раскрытия образа Деталь. Гоголь – мастер детали как средства индивидуализации и типизации. Портрет. «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок ; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтоб слишком молод».

Портрет Чичикова композиционно примыкает к отступлению о толстых и тонких. Чичиков после колебания присоединяется к толстым, которые «лучше умеют обделывать свои дела». В отличие от портретов чиновников и помещиков, здесь почти нет гротескных деталей. Исключение – манера сморкаться : «В приемах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал как труба».

Одежда. Чичиков очень заботится о своей внешности : «Господин скинул с себя картуз и размотал с шеи шерстяную, радужных цветов косынку, какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым – наверное не могу сказать, кто делает, Бог их знает, я никогда не носил таких косынок… Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул, вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой». Фрак Чичикова – сквозная ( то есть постоянно сопутствующая образу на протяжении всей поэмы ) деталь, как и его бричка и шкатулка.

Манеры, речь. «Приезжий во всем как-то умел найтиться и показал в себе опытного светского человека. О чем бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его. Спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил. Никогда он не говорил: «вы пошли», но: «вы изволили пойти», «я имел честь покрыть вашу двойку» и тому подобное. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

Чичикову, как человеку русскому, близко и понятно « меткое русское слово ». Он сам легко находит прозвища помещикам ; мужика, встретившегося на пути, к удовольствию другого мужика, называет « бородой ». Ему нравится точное прозвище « заплатанной », придуманное мужиками для Плюшкина. При неудачах Чичиков сам утешает себя поговоркой : « зацепил, поволок, сорвалось, не спрашивай. Плачем делу не пособить, надо дело делывать ».

Биография Чичикова Происхождение: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог его ведает» Детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло- неприютно… ни друга, ни товарища в детстве!»

Наставления отца: в соответствии с которыми герой строил всю свою жизнь : «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»

Учеба в училище: уж здесь обнаружились таланты «со стороны практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же»

Служба: в казенной палате ; на таможне ; идея о скупке « мертвых душ » Характеристика другими персонажами: до появления сплетни Чичиков положительно оценивается всеми персонажами, его достоинства даже преувеличиваются. «Говорящая фамилия». Фамилия Чичиков напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания

Итоговый вопрос « Живая » душа Чичиков или « мертвая »? (Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения – средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя).