Автор: Кузнецов Андрей Андреевич Класс 9 Руководитель работы: Кузнецова Татьяна Владимировна Должность: учитель экологии
познакомиться со спецификой мифологического понимания деревьев древними славянами и отношением к природе современного человека.
сделать анализ мифологических представлений древних славян о деревьях; проанализировать народные приметы, связанные с деревьями, растущими в нашей местности; привести примеры использования деревьев в народной медицине; сформулировать аспекты экологического мировоззрения древних славян и современного населения.
заключается в том, что изучение отношения людей к природе проводится на основе фольклорного материала, ценность которого исчисляется вековыми обычаями славянского народа. Столетиями складывалась культура обожествления сил природы, традиции народной медицины. В результате это дало более широкий диапазон для того, чтобы понять, как в разные времена человечество относилось к ценностям природы.
Рябина Берёза Бузина Осина Яблоня Ель Липа Ольха Верба Вишня Дуб Клён
Рябина любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящийся на конец сентября время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед. Она воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
Невозможно представить Россию без берёзы. Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы. На Руси белоствольную красавицу называли «деревом счастья», считали символом девичьей нежности и красоты. На праздник Троицы, в конце мая или начале июня, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома и храмы.
В народных представлениях бузина - демонический локус, воплощение и вместилище черта и т.п. Характерно отношение к бузине как к прóклятому, нечистому и опасному растению; отсюда его ограниченное использование в семейных и календарных обрядах и широкое применение в магии, оберегах, народной медицине.
Осина в народных представлениях проклятое дерево; вместе с тем широко используемое в качестве оберега. ОСИНУ запрещалось сажать около домов (во избежание несчастья, в том числе болезней). ОСИНУ не использовали при строительстве, не топили ею печь, избегали сидеть в тени дерева, не вносили в дом осиновых веток и т. п. В фольклоре, поверьях и обрядах ОСИНА выступает действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами и хтоническими существами.
Яблоня и яблоки занимают центральное место во многих русских сказках. Дерево яблони ассоциировалось у русского народа с плодородием, богатством, добротой. «Молодильные» яблоки в фольклоре олицетворяли возвращение молодости. На Руси считалось, что прекрасная «яблоня в цвету» возрождает из стужи холодной зимы наши желания выглядеть молодыми и здоровыми. Плоды яблок в народном фольклоре являются символом надежды на успешное заключение брачного союза для будущих супругов, а также олицетворяют семейные узы.
У некоторых народов ель издавна была особо почитаемым деревом в первый день Нового года, связанным с днем зимнего солнцестояния. Являясь, подобно березе, одним из самых распространенных деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве. Хотя ель традиционно считалась у русских деревом смерти. Но в 1699 году Пётр I издаёт указ и ель становится символом новой эпохи. С этого года ели становятся символом Нового года.
В мифологии и фольклоре славян и других народов ЛИПА связана сказочными, фантастическими историями. Теснейшим образом ЛИПА связана с православным культом и христианскими легендами. Славянская легенда о ЛИПЕ гласит, что давным-давно жила необычайно добрая, участливая и отзывчивая девушка по имени ЛИПА. Когда она состарилась, Бог превратил ее в дерево ЛИПУ, которое до сих пор щедро и бескорыстно одевает, согревает и кормит людей и животных. ЛИПУ, как священное дерево, имеющее к тому же множество других положительных свойств использовали как универсальный оберег от любой нечистой силы.
Магическим оберегом ольха стала из-за красного цвета коры, который ассоциируется с кровью. Как все яркое, красная кора привлекает взгляд и, соответственно, оберегает от сглаза. Даже если кора спрятана в карман, у человека есть уверенность, что его не сглазят. Считается, что купание в реке, омывающей корни ольхи, предохраняет от болезней, а ветки ее, воткнутые по краям поля, защищают от града.
С давних времен верба (она же ива, ракита, ветла и тальник) символизировала праздник. Зацвела верба – значит, скоро весна, природа оживает. В России верба стала еще и важным религиозным атрибутом, заменившим пальмовые ветви, которые бросали Христу под ноги при входе его в Иерусалим. К празднику православные украшают ею дома: крепят пучок к иконам в «красном углу», ставят в букеты. Кроме этого, раньше справа и слева на воротах каждого дома крепили по цветущей веточке вербы.
За многие века сельскими жителями было замечено, что если выпал ранний снег, а вишни еще не успели сбросить свои листья, то очень скоро будет оттепель. Настоящая зима наступает только тогда, когда с вишневого дерева упадет последний лист, и не раньше. Применение вишни в народной медицине имеет многовековую историю. Лечебными свойствами обладают не только ягоды, но и листья, веточки, вишнёвая камедь или смола.
Дуб в традиционной культуре славян самое почитаемое дерево, символизирующее силу, крепость и мужское начало; место совершения религиозных обрядов, объект и локус жертвоприношений. Дуб считался самым крепким деревом: «За один раз дуба не свалишь» Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни. Дубы считались и местом обитания мифологических персонажей.
Кленовый лист символизирует единство народа. В славянском фольклоре клен часто выступает как живое, одухотворенное дерево. Распространен мотив превращения молодого мужчины в клен (явор) после того, как его проклинает недоброжелатель (чаще всего мать или жена). Кленовый лист напоминал древним славянам кисть человеческой руки, поэтому их не клали в печь под хлеб. Клен также не рубили на дрова, избегали делать из его древесины предметы домашней утвари. Считалось, что музыкальные инструменты, изготовленные из клена, «поют» человеческим голосом, жалуются на судьбу, пытаются рассказать о своей обиде и указать на виновных.
В ходе исследования были представлены образы наиболее известных деревьев нашей местности и даны их мифологические характеристики. Через развитие интереса к народным традициям, можно добиться повышения экологической культуры человечества.
1. СД-ROM Атлас растений и животных, издательство «Просвещение», 2007 г. 2. Фотографии из личного архива.