Подготовка к написанию сочинения.
Цели урока Создать условия для совершенствования у учащихся представления о тексте и его характеристиках; Содействовать формированию орфографической грамотности; Создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требования ЕГЭ Воспитывать культуру умственного труда;
Текст для анализа. (1).Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смеш- ном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пять- десят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили. (2)- Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пугови- цы моей шинели,- ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот - принесла. (3) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит. (4)Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (5) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями. (6) Я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. (7)Боль, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась весьма недолго. ( По М. Агееву)
2 вариант А 30. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 4 – 7. 1) Рассуждение 2) Рассуждение и повествование 3) Повествование и описание 4) Рассуждение и описание В 2. Из предложения 3 выпишите все частицы В 4. Среди предложений найдите сложное, в котором СПП с од- нородным подчинением. Напишите номер этого предложения. В 6. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с вставной конструк – цией. Напишите номер этого предложения. 1 вариант А 29. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? 1) Герой произведения, Вадим, учится в гимназии. 2) Мать принесла забытые сыном дома деньги – взнос за обучение. 3) Вадим не взял конверт с деньгами и предложил матери отдать их самой. 4) Мать Вадима собиралась нанять гувернантку, для этого и при- несла деньги. В 1. Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО (предложение 1) В 3. Из предложения 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. В 5. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Ответы к тестам: А 29 – 4 А 30 – 3 В 1 – суффиксальный В 2 – не, пусть В 3 – свою голову В 4 – 3 В 5 – 3 В 6 - 1
Готовимся к сочинению.
Марк Лазаревич Леви (1898 – 1973) – псевдонимы Михаил Агеев и М. Агеев. Леви – русский писатель, возглавлял кафедру романо-германских языков в пединституте. Одно из писательских достижений – знаменитый « Роман с кокаином » ( « Повесть с кокаином », 1934 под псевдонимом М. Агеев). Долгое время вопрос об авторстве книги оставался нерешенным. Кто скрывался за псевдонимом М.Агеев и биографию установили М. Сорокина и Г. Суперфин в 1996.
Авторский замысел – это реализация главной мысли текста, проявление позиции автора. Чтобы ее раскрыть, нужно определить проблему и прокомментировать её реализацию в тексте.
Основные проблемы. Проблема отношения сына – подростка к пожилой матери. Проблема предательства(почему герой – рассказчик предает свою мать, отрекается от неё?) Проблема материнской любви(понимает ли мать отношение к ней сына? Почему она прощает его?) Проблема подлинных и мнимых ценностей(как относится герой – рассказчик к чувствам матери и к успеху в кружке товарищей? Что для него дороже?) Проблема отношения к собственной бедности.
Позиция автора. Сын стесняется своей матери, хотя и понимает, что она беззаветно любит его; Сыну не достаёт мужества с достоинством относиться к своему материальному и социальному положению; Мать любит своего сына преданной и жертвенной любовью; Внешний успех у приятелей не должен быть выше истинного чувства любви; Материнская любовь – это подлинная ценность; Герой рассказа – малодушный человек, зависимый от мнения окружающих.
Структура сочинения- рассуждения 1)Вступление. Проблема. 2)Комментарий. 3)Позиция автора. 4)Свое мнение. Аргумент 1. 5)Аргумент 2. 6)Вывод.
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по тексту М. Агеева.