Воспитание учащихся – одна из важнейших задач школы. Нельзя учителю быть равнодушным к вопросам воспитания молодежи, ведь он осуществляет связь времен, передает эстафету из настоящего в будущее, определяя тем самым грядущую судьбу страны. Современная школа в ответе за воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям.
В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики РФ является воспитание чувств патриотизма, которое должно пониматься как одно из наиболее значимых, непреходящих ценностей.
Объектом исследования данной работы является система патриотического воспитания личности в работе учителя-предметника и классного руководителя. Предметом исследования - организационные условия формирования патриотического сознания учащихся. Цель исследовательской работы развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Для достижения указанной целевой установки ставлю перед собой следующие задачи: - формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; - развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Решение этой проблемы осложняется сложившимися противоречиями: - между потребностью современного общества в социальной, активной личности и несовершенством процесса формирования гражданственности и патриотизма в нынешних условиях (вопиющий разрыв между богатыми и бедными; деградация русской деревни, ее вымирание, пьянство и наркомания, хищническое отношение к природе и богатствам страны); - между гуманистическими требованиями развития индивидуальности каждой личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью соответствующей модели воспитания.
Гипотеза Процесс формирования и развития патриотического сознания у учащихся путем создания организационных условий в школе будет эффективным, если: патриотическое воспитание выступает как личностное состояние, выраженное в основу гуманистических по содержанию и гармонических по структуре мыслей, чувств, поведения; воспитание патриотического сознания представляет собой целостный процесс учебно-воспитательной деятельности; развитие патриотического сознания личности учащихся выступает активной силой, под влиянием которого, изменяются и окружающая действительность, и сама личность; патриотические качества личности обеспечивают внутреннее изменение не только в настоящем, но и устремленность учащихся в будущее, развитие его активности и самостоятельности.
Практическая значимость работы заключается в внедрении данного проекта по созданию организационных условий для формирования и развития патриотического сознания учащихся в систему учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты в образе выпускника: - в познавательной сфере: развитие творческих способностей; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
В своей работе я использую эффективные средства и методы воспитания у учащихся патриотизма, любви и гордости за свою Родину: - показ выдающегося вклада отечественных ученых в развитие науки; - рассказ о большом вкладе отечественных изобретателей в развитие техник; - рассказ о наших соотечественниках – лауреатах Нобелевской премии в области физики ; - иллюстрация патриотизма выдающихся ученых и изобретателей нашей страны; - подчеркивание гражданственности и активной жизненной позиции прогрессивных ученых; - формирование у учащихся уважительного отношения к труду, упорства в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся русских ученых.
На своих уроках пользуюсь следующими способами воспитания патриотизма:уроках - включение фрагментов о жизни и поисках ученых; - сообщение учащихся на уроках о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники; - использование высказываний знаменитых ученых; - проведение вечеров, посвященных юбилейным датам ученых и их открытий; - выпуск стенгазет, посвященных юбилейным датам; - рекомендация учащимся научно-популярной литературы, освещающей жизнь ученых и изобретателей; - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФИЗИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Основные направления воспитательной работы по развитию патриотизма у учащихся Интеллектуально- краеведческое Направлено на изучение истории, природы, культуры страны, своей местности. Спортивно-патриотическое Направлено на физическое развитие учащихся, воспитание выносливости, стойкости. Реализуется через формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений.
Духовно- нравственное Система мероприятий по осознанию учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов. Гражданско-патриотическое Формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной.
Творческо-краеведческое Подробное изучение культуры, быта, традиций своего и других народов. Пополнение школьной краеведческой комнаты исследовательскими материалами, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях. Военно-патриотическое Изучение русской военной истории, воинских традиций, яркие примеры служения Отечеству. Героико-патриотическое Сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии. Диагностическая работа по изучению уровня развития классного коллектива.Диагностическая работа по изучению уровня развития классного коллектива.