" Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит, Любовь и радость бытия." И. Бунин
В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания.
Особенность Бунина- художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами.
Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна. Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. "Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, я был близок "к самоубийству".
За границей, уже в преклонном возрасте, И.А. Бунин создал цикл «Темные аллеи». Этот цикл был написан во время Второй мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении. Все произведения этого сборника – о любви. Это можно подтвердить словами М. Рощина: «Темные аллеи» подобны дневнику, столь они личны, в каждом «приключении» виден автор. Любовь прекраснее всего в первой, начальной ее стадии, достигнутое оборачивается печальным, бытовым, тленным – смерть настигает ее почти мгновенно, в самом расцвете, а при той концентрации жизни, которую удается создать Бунину, любовь вместе с жизнью доводится до космической плотности».
Название Темные аллеи взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва Обыкновенная повесть. Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ темных аллей пришел оттуда. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.
Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона", "Таня", "В Париже", "Галя Ганская", "Натали", "Чистый понедельник"; "Солнечный удар") показан момент высочайшего торжества любви.
"Какое удивительное время молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади", - утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле.
Во многих рассказах писатель стремится понять внутреннюю природу любви и приходит к выводу, что полное счастье может дать только сочетание духовной и физической близости Каждый раз читателя поражает свежесть и молодая сила чувств, напряженность и полет ощущений, восторг и отчаянья страсти. И все это говорит о самоценности, значимости любви в нашем мире. Здесь, в тишине кладбищенской аллеи, Где только ветер веет в полусне, Все говорит о счастье и весне. Сонет любви на старом мавзолее Звучит бессмертной грустью обо мне, А небеса синеют вдоль аллеи.