Проект новых стандартов: компетентностный подход
Методологическая основа нового стандарта системно-деятельностный (компетентностный) подход: целью образования становится не только и не столько освоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, сколько развитие универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать окружающий мир, сотрудничать с другими в процессе его преобразования.
МАКЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВАРИАНТ 1) Основные образовательные программы должны обеспечить: освоение ЗУНов через программы учебных предметов, курсов, модулей; освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе и неаудиторные формы образовательной деятельности: урочные, проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения; освоение надпредметных понятий через урочную, внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности; практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественнополезного социального опыта.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ основные предметные и надпредметные способы деятельности младших школьников (для каждой ступени описываются основные способы деятельности (надпредметные умения), а также для каждого учебного предмета описываются основные ведущие способы действия и понятийные средства). ключевые компетентности (коммуникативная, информационная и разрешения проблем). Необходимо выделить аспект оценки каждой компетентности и рассмотреть ее в динамике через все три ступени образования
Компетенция социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Ключевые компетенции отечественного образования Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом
Общекультурные компетенции Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере
Информационные компетенции Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Компетентность: разрешение проблем Аспект1 ступень2 ступень3 ступень Идентификация (определение проблем) - объясняет, с какой позиции ученик приступает к разрешению проблемы, сформулированн ой учителем - обосновывает желаемую ситуацию; - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией; - указывает некоторые вероятные причины существования проблемы - определяет и формулирует проблему; - проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)
Целеполагание и планирование деятельности определяет и выстраивает в хронологическо й последователь ности шаги по решению задачи - ставит задачи, адекватные заданной цели; - ставит цель, адекватную заданной проблеме; самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки - указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели; - ставит цель на основе анализа альтернативны х способов разрешения проблемы
Применение технологий - корректно воспроизводит технологию по инструкции (действует по инструкции) - выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма - для решения конкретной задачи и составляет план деятельности - применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последователь но или параллельно) и составляет план действий
Планирование ресурсов Оценка деятельности - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности - - выполняет по заданному алгоритму текущих контроль и оценку своей деятельности - планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи - самостоятельн о планирует и осуществляет текущий контроль и оценку своей деятельности - проводит анализ альтернативны х ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи - - обоснованно предлагает /отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля
Макет проекта 2 Деятельностный подход в построении стандарта Деятельностный подход в построении образовательного стандарта позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся
В результате обучения у обучающихся должны быть сформированы умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности: умения организовывать свою деятельность умения на основе приобретенных знаний объяснять явления действительности умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли ключевые (универсальные) навыки