«Крещение Руси». Историческое значение принятия христианства. «Крещение Руси». Историческое значение принятия христианства.
Проникновение христианства на Русь. Проникновение христианства на Русь. Самые ранние попытки проникновения христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры. Первые подступы крещению Русь сделала в ΙX веке. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи. Самые ранние попытки проникновения христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры. Первые подступы крещению Русь сделала в ΙX веке. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи.
Русь перед выбором! Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основой обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций плодотворно воздействовало на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Западной Европы, основой обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлении, следуя течениям рек восточно-европейской равнины. По этому пути с юга, из Византии, христианство стало проникать на Русь задолго до его официального утверждения, что во многом предопределило выбор князя Владимира, так же как до него – княгини Ольги
Причины Крещения Руси. стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни(принимал во внимание крещение своей бабки Ольги) Так же это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни(принимал во внимание крещение своей бабки Ольги) Так же это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. стремление сформировать у население единое мировоззрение стремление сформировать у население единое мировоззрение потребность власти в ломке старых обычаев потребность власти в ломке старых обычаев
Религиозные реформы князя Владимира. Владимир провел две религиозные реформы: Владимир провел две религиозные реформы: --- реформирование язычества ---обращение к христианству. Первая сводилась к тому, что Владимир отобрал из огромного числа языческих богов несколько главных, среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дружины, а также божества южных восточнославянских областей. Вторая привела к принятию на Руси христианства.
Князь Владимир. Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев.исламаиудаизма православии987 году988 годуХерсонесВасилия IIКонстантина VIIIАннуКонстантинопольисламаиудаизма православии987 году988 годуХерсонесВасилия IIКонстантина VIIIАннуКонстантинополь
Княгиня Ольга. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. Если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере. Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. Если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере. Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви.
«Аскольдово крещение» «Аскольдово крещение» Первое крещение Руси, упомянутое, в первую очередь, в византийских летописях, произошло в 60-х годах IX века, т.е. более чем на 100 лет раньше официально признанной даты крещения Руси. Поскольку это крещение состоялось предположительно в период правления киевского князя-кагана Аскольда, то его называют «аскольдовым крещением». Первое крещение Руси, упомянутое, в первую очередь, в византийских летописях, произошло в 60-х годах IX века, т.е. более чем на 100 лет раньше официально признанной даты крещения Руси. Поскольку это крещение состоялось предположительно в период правления киевского князя-кагана Аскольда, то его называют «аскольдовым крещением».
Христианские церкви до крещения Руси. Христианские церкви до крещения Руси. в Киеве существовала соборная церковь св. Ильи, т.е. главная церковь. Следовательно, в 40-е гг. X в. в Киеве были и другие христианские храмы, подчинявшиеся соборной Ильинской церкви. в Киеве существовала соборная церковь св. Ильи, т.е. главная церковь. Следовательно, в 40-е гг. X в. в Киеве были и другие христианские храмы, подчинявшиеся соборной Ильинской церкви.
Сопротивление христианизации Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить "огнем и мечем". К 961 относится выступление варяжской знати города против христианизации, результатом которого была уступка Ольгой великокняжеской власти Святославу. К 961 относится выступление варяжской знати города против христианизации, результатом которого была уступка Ольгой великокняжеской власти Святославу. В 983 здесь произошло столкновение язычников и христиан. В 983 здесь произошло столкновение язычников и христиан. В 989 началось насильственное крещение новгородцев. В 989 началось насильственное крещение новгородцев. В 992 снова в Киеве вспыхнуло восстание против принятия христианства. В 992 снова в Киеве вспыхнуло восстание против принятия христианства. В 1076 (убит епископ Леонтий) и в 1091 произошли выступления язычников Ростова против христианизации. В 1076 (убит епископ Леонтий) и в 1091 произошли выступления язычников Ростова против христианизации. В отличие от Северных и северо-восточных земель, в южных землях христианизация прошла ненасильственно.
Историческое значение крещения Руси. Историческое значение этого времени заключалось в следующем: Историческое значение этого времени заключалось в следующем: приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. условие для сотрудничества с христианскими государствами Европы. условие для сотрудничества с христианскими государствами Европы. формирование единой культурно-политической общности. формирование единой культурно-политической общности. введение письменности введение письменности появление каменной архитектуры, иконописи, фресковой живописи и др. культурных новшеств появление каменной архитектуры, иконописи, фресковой живописи и др. культурных новшеств изменения в области брачно-семейных отношений изменения в области брачно-семейных отношений вытеснение языческих обычаев новым христианским законом вытеснение языческих обычаев новым христианским законом