«Враги! Давно ли друг от друга Их жажда крови отвела?» Дуэль Онегина и Ленского Цели: Понять: 1.Роль главы в композиции и сюжетной линии произведения. сюжетной линии произведения. 2.Роль дуэли в судьбах героев. 2.Роль дуэли в судьбах героев. 3.Отношение Пушкина к поступкам 3.Отношение Пушкина к поступкам своих героев и обычаям своего времени. своих героев и обычаям своего времени.
Дуэли во времена Пушкина Дуэль – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Дуэль происходила по строгим неписаным правилам. Защита корпоративной Защита человеческого чести достоинства Роль дуэли – социально-знаковая ИДЕЯ ДУЭЛИ УзкосословнаяОбщечеловеческая
Схема ведения дуэли: Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения). Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения). Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды. Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды. Выбор характера дуэли. Выбор характера дуэли. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель. Секундант направлял противнику письменный вызов – картель.
Участники: Онегин и Ленский. Причины дуэли: Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского: «Поклялся Ленского взбесить «Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить.» И уж порядком отомстить.»Секунданты: Зарецкий – со стороны Ленского, Ленского, лакей Гильо – со стороны Онегина.
Пародийность стихов Ленского Ленский: Куда, куда вы удалились, Ленский: Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Весны моей златые дни? Жуковский: О дней моих весна златая… Жуковский: О дней моих весна златая… Милонов: Как призрак легкий, улетели Милонов: Как призрак легкий, улетели Златые дни весны моей. Златые дни весны моей. Кюхельбекер: Так лети ж, мечта златая, Кюхельбекер: Так лети ж, мечта златая, Увядай, моя весна! Увядай, моя весна! Пародируются штампы романтизма.
Дуэль могла не состояться Онегин : испугался неблагоприятного общественного мнения. Ленский: полон романтического порыва. Зарецкий (секундант Ленского): -при передаче картеля игнорировал свою обязанность склонить противников к примирению; -не встречался с секундантом Онегина накануне, чтобы обсудить правила дуэли; -секундантом Онегина стал лакей, хотя они оба должны иметь дворянское звание; -не отменил дуэль, хотя Онегин значительно опоздал; - не оговорил в условиях дуэли остановку противников после первого выстрела. Пушкин: мог не «убивать» Ленского. Но это его прощание с романтизмом. Пушкин: мог не «убивать» Ленского. Но это его прощание с романтизмом.
Константинов Ф.Д. Константинов Ф.Д. Иллюстрация к 6-й Иллюстрация к 6-й главе «Евгения главе «Евгения Онегина» Онегина»
Художественные приемы, передающие драматизм сцены дуэли: Точность, неторопливость, предметность, подробность описания. Точность, неторопливость, предметность, подробность описания. Повторы. Повторы. Переносы. Переносы. Сравнения, анафора. Сравнения, анафора. В.Г.Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским – верх совершенства в художественном отношении.» В.Г.Белинский: «Подробности дуэли Онегина с Ленским – верх совершенства в художественном отношении.»
Репин И.Е. Иллюстрация к «Евгению Онегину» (масло)
Отношение автора к Онегину и Ленскому Осуждение за страх нарушить светские условности. Осуждение за страх нарушить светские условности. Трагическая ошибка: Трагическая ошибка: понятие светской чести для героя значительнее нравственного долга. понятие светской чести для героя значительнее нравственного долга. Расплата – муки совести Расплата – муки совести («убийца юного поэта», («убийца юного поэта», «убит приятельской рукой») «убит приятельской рукой») Любовно-ироническое. Трагедия Ленского: жертвует жизнью за право сыграть роль романтического героя. Жертва нелепая, бессмысленная, по мнению автора.
Два возможных пути Ленского Какая судьба реальнее? – не важно. Какая судьба реальнее? – не важно. Важно – не будет никакой! Важно – не будет никакой! Приземленный А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел… Возвышенный Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден…
П.И.Чайковский: П.И.Чайковский: «Разве не глубоко драматична «Разве не глубоко драматична и не трогательна смерть богато и не трогательна смерть богато одаренного юноши? Разве нет одаренного юноши? Разве нет драматического положения в драматического положения в том, что скучающий столичный том, что скучающий столичный лев от мелочного раздражения, лев от мелочного раздражения, помимо воли, вследствие помимо воли, вследствие рокового стечения обстоятельств, рокового стечения обстоятельств, отнимает жизнь у юноши, отнимает жизнь у юноши, которого, в сущности, любит!» которого, в сущности, любит!»
Роль сцены дуэли Композиционная: кульминация сюжетной линии Онегин – Ленский и её развязка. Композиционная: кульминация сюжетной линии Онегин – Ленский и её развязка. Прощание Пушкина с романтизмом. Прощание Пушкина с романтизмом. Поворот в судьбе Онегина (начало перелома в его сознании). Поворот в судьбе Онегина (начало перелома в его сознании). Введено новое второстепенное действующее лицо – Зарецкий. Введено новое второстепенное действующее лицо – Зарецкий.
Автор урока Учитель русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1» МОУ «Гимназия 1» Ларионова Елена Порфирьевна Ларионова Елена Порфирьевна