Технология проектного обучения как способ формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности и фактор социализации детей с особыми образовательными потребностями Ломовцева Людмила Николаевна, учитель физики Звягина Валентина Брониславовна, учитель информатики 2010 год БОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 14»
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся и развитие их интеллектуальных и волевых качеств. Результатом проектной деятельности является новый продукт, имеющий практическую значимость.
Учебный проект с точки зрения обучающихся – это возможность раскрыть свой творческий потенциал, приложить свои знания проявить себя в группе публично показать достигнутый результат, который имеет прикладное значение и значим для своих открывателей
Учебный проект с точки зрения учителя – средство выработки специфических умений и навыков: Проблематизация (выявление проблемы и постановка задач) Целеполагание и планирование Самоанализ и рефлексия Поиск и отбор информации Практическое применение знаний Выбор, освоение и использование технологии создания конечного продукта Представление результатов своей деятельности и хода работы
Формы представления конечного результата проекта плакат стенгазета электронная презентация электронная таблица А также модель, макет, чертеж, WEB-сайт, видеофильм, аудиозапись и др.
Возможности, предоставляемые информационными технологиями детям с нарушением зрения: Широкий доступ к различным информационным ресурсам Возможность представления информации в более удобной для незрячих форме (рельефно-точечный шрифт и тактильная графика) Возможность самостоятельно представить результаты своего труда в общепринятой форме (электронной или плоскопечатной)
Применение технологии проектов в БОУ «Школа-интернат 14» 2008 г. – впервые элементы технологии проектов использованы при проведении предметной недели космонавтики г. – на уроках информатики учащиеся выполняют мини проекты г. апрель – общешкольный проект «Виртуальный музей Луны» г. май – среднесрочный информационно- исследовательский проект по физике и информатике «Великие открытия физики, XIX-XX век: радиоволны и их практическое применение» г. апрель - среднесрочный информационно- исследовательский проект по физике и информатике «Магнитное поле Земли».
Этапы проектной деятельности Этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя ПОДГОТОВИ- ТЕЛЬНЫЙ Определение темы и цели проекта Обсуждают тему, формулируют тему и цель исследования Знакомит со смыслом проектной деятельности, мотивирует учащихся ПЛАНИРО- ВАНИЕ Определение источников информации, способа представления результатов, установка критериев оценки результатов Формулируют задачи, планируют свою деятельность, используя знания из разных областей Предлагает идеи, высказывает предположения
Этапы Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя ИССЛЕДО- ВАНИЕ Сбор и анализ информации, формулировка выводов Выполняют поиск и анализ информации, оформляют результаты исследования в выбранной форме Консультирует по вопросам теории и использованию информацион- ных технологий ПРЕДСТАВ- ЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТА- ТОВ Защита проекта, оценка результатов по специальным критериям Проводят презентацию результатов, оценивают работу по предложенным критериям Организует процесс представления результатов проектной деятельности и их оценку, подводит общий итог работы участников проекта.
Использование проектной технологии в учебном процессе способствует: здоровьесбережению учащихся созданию благоприятной психологической атмосферы созданию ситуации успеха и уверенности в собственных силах формирует: культуру здорового образа жизни информационную и коммуникационную культуру. ВЫВОД: ВЫВОД: Проектная деятельность дает возможность успешной социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Спасибо за внимание!