Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 Проектно-исследовательская работа по психологии Снятие тревожности в период подготовки к экзаменам Калугина Юлия
Цель проектно-исследовательской работы: выяснить, способствуют ли снижению тревожности в период подготовки к экзаменам упражнения с элементами самовнушения. Задачи: 1. Дать определение понятиям «тревога», «тревожность», «самовнушение». 2. Изучить информацию о причинах появления школьной тревожности. 3. Исследовать тревожность старшеклассников до и после проведения психологического занятия по снятию тревожности в период подготовки к экзаменам. 4. Провести анализ результатов исследования и сформулировать выводы. 5. Составить рекомендации по снижению тревожности в период подготовки к экзаменам.
Объект исследования: влияние самовнушения на эмоциональные состояния в период подготовки к экзаменам. Предмет исследования: состояние тревожности учащихся 11-х классов. Рабочая гипотеза: предполагается, что самовнушение способствует снижению тревожности в период подготовки к экзаменам.
Методика исследования тревожности Для оценки эмоционального состояния использовалась проективная рисуночная методика. Испытуемых просили нарисовать свои ассоциации, когда они думают об экзамене. К основным тестовым показателям, характеризующим наличие тревожности относится: штриховка, сильный нажим, стирание, прерывистые линии. Проведение исследования тревожности Исследование проходило на психологическом занятии с учащимися 11-х классов. Ключевым моментом этого занятия являлось упражнение «Формулы». Составление и использование для самовнушения словесных формул было направлено на снижение тревожности.
Рисунки ассоциаций старшеклассников, когда они думают об экзаменах в начале исследования в конце исследования
Сравнительная характеристика тестовых показателей, характеризующих наличие тревожности
Выводы: 1.Период подготовки к экзаменам часто сопровождается наличием тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, то есть волнения и эмоционального напряжения. 2. Самовнушение влияет на наличие тревожности. Положительные установки в самовнушении при подготовке к экзаменам способствуют снижению тревожности. Таким образом, можно утверждать, что гипотеза проводимого исследования, сформулированная ранее, подтвердилась. 3. Результаты проведенного исследования имеют практическую значимость для психологической подготовки выпускников к экзаменам.
Правила составления словесных формул 1. Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания «не». «Я уверен в своих возможностях», а не «Я не боюсь, что мне не хватит времени». 2. Если слишком жесткое категоричное звучание формулы вызывает у вас внутренний протест, сделайте ее более мягкой. 3. Формулы должны быть краткими, лаконичными.