МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ Материалы к докладу В. В. Гладкой
Вопросы: 1. Принципы, на основе которых строится методика проведения коррекционных занятий с учащимися с трудностями в обучении 2. Типы коррекционных занятий 3. Структура и методика проведения коррекционных занятий с младшими школьниками с трудностями в обучении
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 1. Создание условий для возникновения у детей положительных эмоций в процессе осуществляемой деятельности
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 2. Стимулирование познавательной активности детей на занятии, создание условий для совершения «открытий» детьми
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 3. Осуществление коррекционно- педагогической работы на занятии в зоне «ближайшего развития»
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 4. Привлечение разного по содержанию материала для формирования обобщенных умений
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 5. Организация многократного выполнения учащимися определенного рода деятельности для достижения коррекционно- развивающего эффекта
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 6. Реализация «принципа спирали» в процессе овладения детьми новыми умениями, способами деятельности
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 7. Учет последовательности развития школьно- значимых функций в онтогенезе при определении характера заданий на каждой ступени развития детей и направлений их усложнения Например: 1) осуществлять подбор к образцу - «Найди такую же фигуру, как у меня», 2) осуществлять выбор фигуры заданной формы - «Найди все квадраты», «Покажи все треугольники» 3) называть фигуры - «Что это?» или «Какая это фигура?».
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 8. Осуществление постепенного усложнения деятельности учащихся на основе оценки успешности их продвижения в развитии
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 9. Учет роли воображения в психической деятельности ребенка
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 10. Опора на личный жизненный опыт детей при формировании у них новых умений
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 11. Стимулирование учащихся к оречевлению цели, программы и результата деятельности
Принципы, определяющие методику проведения коррекционных занятий 12. Учет роли целенаправленной двигательной активности в коррекции нарушений развития у детей (Неподвижный ребенок не обучается и не развивается!)
Типы коррекционных занятий диагностические коррекционные занятия (сентябрь)- выявление причин или предпосылок возникновения учебных затруднений у учащихся собственно коррекционные (коррекционно-развивающие) занятия - устранение выявленных причин или предпосылок возникновения учебных затруднений
Структура коррекционных занятий 1. Вводная часть 2. Основная часть 3. Заключительная часть
Вводная часть 1. Выявление эмоционального состояния детей Приемы: Прием цветограммы Выбор детьми объекта (планеты, острова, цветка и др.) определенного настроения среди предложенных и размещение на нем своего знака И др.
Вводная часть 2. Создание у учащихся положительного эмоционального настроя Приемы: Улыбка педагога и радостное приветствие им пришедших на занятие детей («Как я рада вас видеть!» и т.п.) Просьба педагога улыбнуться друг другу, пожать друг другу руки и т.п. Просьба педагога сказать друг другу добрые слова - комплименты Составление «Азбуки хороших (добрых) слов» И др.
Вводная часть 3. Привлечение интереса учащихся к содержанию предстоящей деятельности на занятии Приемы: Создание проблемной жизненной ситуации Создание игровой ситуации Беседа-интрига И др.
Вводная часть 4. Активизация психической деятельности детей Эффективный метод - выполнение кинезиологических упражнений, улучшающих мозговую деятельность
Вводная часть 1. Выявление эмоционального состояния детей 2. Создание у учащихся положительного эмоционального настроя 3. Привлечение интереса учащихся к содержанию предстоящей деятельности на занятии 4. Активизация психической деятельности детей
Основная часть 1.Подготовительный этап - выявление состояния сформированности базисных умений от которых зависит процесс формирования нового умения
Основная часть 2.Формирующий этап – формирование отсутствующего, недостаточно развитого или неправильно сформированного умения в «проблемной» области развития
Основная часть 3.Этап самостоятельной работы учащихся - выявление состояния сформированности умения (умений), над которым (-и) работали на занятии
Основная часть 1.Подготовительный этап 2.Формирующий этап 3.Этап самостоятельной работы учащихся
Заключительная часть 1. Развитие рефлексивных умений у учащихся 2. Выявление эмоционального состояния детей
Спасибо за внимание!