Опять холодный ветер несется, Едва ладони я отогрел... Но вновь над Константиновым - солнце, На третие число в октябре. Последние цветы из палисадников У красили портрет на горе, И вновь глядит Сергей Александрович – Глаза в полнеба, сам в серебре. Н.Ибрагимов
Уж три ночи, три ночи, пробиваясь сквозь тьму, Я ищу его лагерь, и спросить мне некого. Проведите ж, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека! (Поэма «Пугачев»)
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». «Гой ты, Русь, моя родная...»
О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. ( «О красном вечере задумалась дорога…»)
Шаганэ ты моя, Шананэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. («Шаганэ ты моя, Шананэ…»)
Выйду за дорогу, выйду под откосы, - Сколько там нарядных мужиков и баб! Что-то шепчут грабли, что-то свищут косы. «Эй, поэт, послушай, слаб ты иль не слаб?..» («Я иду долиной. На затылке кепи…»)
Есенин часто говорил, что настоящие, лучшие качества человеческого сердца яснее и полнее раскрываются среди природы.
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. («Не жалею, не зову, не плачу…»)
Он, как будто чародей, Превращал зарю в котенка, Руки милой – в лебедей, Светлый месяц – в жеребенка. Говорить учил леса, Травы, рощи в брызгах света. И слились их голоса С чистым голосом поэта. (Н. Кутов)
Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол. («Закружилась листва золотая…»)
Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? («Зеленая прическа…»)
Я не люблю цветы с кустов, Не называю их цветами. Хоть прикасаюсь к ним устами, Но не найду к ним нежных слов. Я только тот люблю цветок, Который врос корнями в землю, Его люблю я и приемлю, Как северный наш василек. («Цветы»)
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
В пейзажной лирике поэта предстают все четыре времени года
Наша горница хоть и мала, Но чиста. Я с собой на досуге… В этот вечер вся жизнь мне мила, Как приятная память о друге. («Синий май. Заревая теплынь…»)
Потому так и днями недавними Уж не юные веют года… Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда. («Низкий дом с голубыми ставнями…»)
Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать. Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать. («Ты запой мне ту песню, что прежде…»)
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. («Запели тесаные дроги…»)
«До свиданья, друг мой, до свиданья…»
А теперь я милой ничего не значу. Под чужую песню и смеюсь и плачу. («Над окошком месяц. Под окошком ветер…»)
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. («Письмо матери»)
И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин – то не просто имя, - России стихотворная душа. ( Т. Зубкова)