Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность – владение определенными компетенциями (рабочее определение группы по разработке ГОС третьего поколения в высшем профессиональном образовании)
Компетентностный подход: предпосылки Смена парадигмы образования Требования рынка труда Направления образовательной политики Развитие субъектов влияния на образование
Смена парадигмы образования Результаты международных исследований качества образования 60 % затрудняются в анализе текстов 70 % не могут провести оценку социальных фактов и явлений 51 % не могут создать речевое высказывание
Смена парадигмы образования Timss Российские школьники хуже решают задачи, ТРЕБУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ В НЕЗНАКОМОЙ СИТУАЦИИ Pisa 83 место в рейтинге по ПОНИМАНИЮ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ПОИСКУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТРОЕНИЮ КОММУНИКАЦИЙ
От знаниевой парадигмы к компетентностному подходу Новое качество образования Знания + компетентности + психические новообразования + индивидуальные приращения (опыт, инициатива)
Требования рынка труда Работник, способный Работать в команде Принимать самостоятельные решения Мобильно перестраиваться Ставить и решать новые профессиональные задачи Самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества Успешно действовать в ситуации неопределености
Направления образовательной политики Болонское соглашение Приоритетный национальный проект «Образование»
Направления образовательной политики Переход к Болонскому соглашению: Двухуровневая система высшего образования: образовательные программы разной направленности Изменение системы оценивания Увеличение доли самостоятельной работы студентов Программно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Направления образовательной политики Инновационные образовательные программы в ПНПО Образование для социально- экономического развития территорий Продуктная направленность образовательного процесса
Компетентностный подход: суть, предпосылки, направления реализации План мероприятий по переходу к реализации Болонского соглашения Разработка научно-методического обоснования моделей функционирования двухуровневой структуры высшего образования Разработка методики формирования требований к уровню подготовки выпускников на основе компетентностного подхода Разработка модели бакалавра и магистра
Изменение образовательной деятельности Интерес Включение в деятельность Выбор Позиция Продукт Презентация Оценка Рефлексия
Изменение педагогической деятельности Технологии активизации учебного процесса Технологии организации и моделирования деятельности в образовании Технологии организации анализа и рефлексии образовательной деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОД ПРОЕКТОВ Умение ставить задачи и планировать решение Умение искать ресурсы Умение достигать результата в деятельности Умение презентировать результат Умение работать в команде Умение оценивать результат
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Развитие критического мышления через чтение и письмо Умение анализировать, прогнозировать Умение выделять главное Умение предъявлять свою позицию Умение оформлять мысль Умение строить устную и письменную речь
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТЫ Умение вести переговоры Умение работать с источниками учебной информации Умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую Умение анализировать, перерабатывать, воспроизводить информацию
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ Умение анализировать ситуацию Умение интерпретировать информацию Умение обобщать Умение применять к практическим ситуациям разные типы знаний
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО Умение анализировать собственную деятельность Умение адекватно оценивать проблемы и достижения Умение строить индивидуальную траекторию в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЕ Проектных компетенций Аналитических и исследовательских Коммуникативных Компетенции действовать в социальной среде Мыслительных процедур