ЦЕЛИ УРОКА: 1.Закрепить навыки выразительного чтения, анализа художественного текста, составления цитатного плана; орфографические и пунктуационные навыки; умение работать над изложением. 2.Развивать художественный вкус, расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас. 3.Прививать любовь к родному краю, его культуре, традициям, учить бережному отношению к памятникам старины.
Солнце падает ниже За темнеющий бор. Мы отправились в Кижи, В край былин и озер. Там, где вольные птицы Славят синий простор, И плетут кружевницы За узором узор. Веял ветер прохладой, Ночь тепла и светла, И поднялись громадой Над водой купола. Заонежские сказы Словно ожили вдруг, Нам послышался даже Топоров перестук. Мы пришли поклониться Незабытым певцам, Мастерам, кружевницам И народным творцам. Анатолий Иванов
Какими видим мы Кижи в стихотворении? Что хотел сказать нам автор последней строфой?
Внимательно рассмотрите Кижский ансамбль, прослушайте текст изложения.
Автор стремится передать любовь к родной земле, восхищение красотой Кижского ансамбля. Кижи – деревянная сказка, чудо, которое сотворили плотники-зодчие. Это завещание потомкам, наказ любить свою страну. Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем. - Какова основная мысль текста? Задушевная, ласковая. - Какова интонация данного текста? -Что стремится передать автор?
- Что напомнила автору природа Севера? Пейзажи Нестерова, Рериха, Писахова. Нестеров Рерих Писахов
- Каковы композиционные особенности данного текста? - Какие поэтические средства речи приводит автор, чтобы рассказать о деревянном чуде? (привести примеры) - Найдите в тексте пословицу, объясните ее смысл. Глаз – барин, а рука – работница. - Зачем она введена в текст? Легенда написана разговорным стилем. Пословицы – элемент народной разговорной речи. Диалог, легенда, заключение – ответы на вопросы, поставленные автором.
1.Кижи – островок среди водных просторов. 2.Зримое подтверждение слов лодочника. 3.Встреча с деревянной сказкой. 4.Что такое Кижи? а)Преображенский собор; б)множество куполов. 5.Кто создал эту лесную и озерную сказку? 6.Легенда о мастере Несторе. 7.Памятник русской воинской славе. 8.Покровская церковь. 9.Кижи – завещание потомкам.
Дайте толкование слов по словарю : архитектура пейзаж зодчий погост гармония фреска
Объяснительный словарный диктант : пок…залось отделе…ые бревенч..тые лодоч(?)ник устр..мляет(?)ся построе…а бе..хитрос..ны забл..стели загл..денье впеч..тление заколдова…ый усил..вает
Расставьте и объясните знаки препинания: Глядя на ели отраженные в воде на солнце краснеющее в волнах облака проплывающие словно (не)весомые корабли я вспоминал пейзажи Рериха Нестерова Писахова. Те кто (не)бывал на Онеге думают что Кижи это островок случайно зат..рявш..йся в водных просторах.
Черновик – ваш помощник! Не забываем проверять написанное! Переписываем аккуратно!
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Кижи – это завещание потомкам, наказ любить свою страну». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Решетняк Л.А., МБОУ СОШ 3 г. Костомукша Республика Карелия