Тема : « Иван Флягин – образ « русского еретика умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Имей сердце, имей душу, и будешь русский человек во всякое время» (по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)
Advertisements

Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» Урок подготовила учитель.
«Лесков – самобытнейший писатель русский, чуждый всяких влияний со стороны. Читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем ее дурным и хорошим, яснее.
Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Цель урока: Раскрыть смысл названия повести ; показать особенности изображения русского национального характера. Раскрыть смысл названия повести ; показать.
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский.
Автор Агеева Ирина Валерьевна, учитель МБОУ лицея 10 г. Советска Калининградской области.
«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе.
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Н. С. Лесков «Очарованный странник» Духовная эволюция Ивана Флягина как путь к праведничеству. Смысл странствий главного героя.
ИМЕЙ СЕРДЦЕ, ИМЕЙ ДУШУ, И БУДЕШЬ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ Андреева А.В., МБОУ СОШ 151.
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников,
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность»
Николай Семёнович Лесков Н.С.Лесков Н.С.Лесков (1831 – 1895) (1831 – 1895) Лесков - писатель Лесков - писатель будущего, будущего, и его жизнь и его жизнь.
Содержание 1.Литературные сказки Андерсена 2.Сказка «Гадкий утенок» 3.Сказка «Огниво» 4.Сказка «Снежная королева»
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Транксрипт:

Тема : « Иван Флягин – образ « русского еретика умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей ». Цель темы : Текстуально изучить повесть Н. С. Лескова « Очарованный странник.» Рассмотреть это произведение как восходящее к традициям просветительского « романа - воспитания », а весь жизненный путь Ивана Флягина как историю воспитания его души, как процесс трудного нравственного роста, преодоления эгоизма бессознательного существования и обретения чувства ответственности за судьбу других людей и всей России.

Планируемый результат Предметные умения : обучить учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ при изучении литературы ; раскрыть смысл названия повести ; выявить особенности изображения русского национального характера ; расширить словарный запас ; познакомить с работами художников - иллюстраторов. УУД Личностные : умение анализировать художественное произведение. Регулятивные : умение регулировать деятельность в соответствии с поставленной проблемой. Познавательные : систематизация знаний литературоведческих понятий и терминов ( жанр, система образов и др.). Коммуникативные : формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Т

Словарная работа Очаровать ( в словаре Даля ): 1. Околдовать, обворожить, отвести глаза, заговорить, чарами овладеть кем - либо. 2. Прельщать или пленять, влюблять кого – либо в себя. Странник ( там же ): 1. Захожий человек, с чужбины, прохожий ; человек, ищущий временного приюта. 2. Человек, странствующий пешком на богомолье. 3. Бродячие проповедники, не имеющие своего дома, а пребывающие в поисках царства Божия. Праведник ( там же ): Праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгреховный.

Реконструкция портрета св. Ильи Муромца

В центре внимания писателя человек необыкновенного характера и необыкновенной судьбы, « в полном смысле слова богатырь и притом типический, простодушный, добрый богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца ». Путём сопоставления с фольклорным героем с самого начала задаётся масштаб личности Ивана Флягина, одним из определений которого становится « богатырь - черноризец ». Предназначение былинного богатыря – патриотический и христианский подвиг.

Это характер парадоксальный, импульсивный, непредсказуемый. Поведением Флягина руково - дит не рассудок, а эмоциональные порывы. Он совершает неожиданные даже для себя самого поступки : давая выход бурлящим в нём силам, он случайно, из озорства, убивает ударом кнута задремавшего на возу старого монаха и, демонстрируя полную неразвитость нравствен - ного чувства, нисколько в этом не раскаивается. « Околдованность » составляет вторую сторону героя, которая соотносится с его национальным характером.

« А вот, - говорит,- тебе тебе знамение, что что будешь ты много много раз поги - о бать и ни разу не п погибнешь, пока п придет твоя нас - то тоящая погибель, и ты и ты тогда вспомн вспомнишь мате - материно нишь материно обе обещание за тебя обещание за тебя и и пойдешь в и пойдешь в чернец чернецы !...» чернецы.

«… первое свое призвание опроверг, и оттого пошел от одной стражбы к другой другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока пока все мне мона - м хом предреченное … оправдалось за мое недоверие »

Судьба идет по стопам героя : новая встреча или событие, трагическая развязка, опять странствие, и все повторяется, но только каждое следующее испытание страшнее предыдущего.

Иван Флягин повест - вует о своих приклю - чениях добродушно и бесстрастно, порой с нотой сожаления. Слушатели воспри - нимали его приклю - чения как сказку, и только история Груши меняет их мнение : они «… впервые заподозрили справедливость рассказа и хранили довольно долгое молчание ».

Иван Северьянович верит в свое дальней - шее предназначение, вот слова, заверша - ющие его исповедь : «… мне за народ очень помереть хочется ». Перед смертью он « на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился …», поэтому и путешествует.

« Очарованный странник » был любимым героем Лескова. В этом образе писателю удалось передать всю силу и красоту русского народного характера. По словам Горького, Лесков был вооружён « не книжным, а подлинным знанием народной жизни. Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется « душою народа ». Поэтому таким ярким, светлым и значительным вышел у него Иван Северьяныч – русский богатырь.