Тема : « Иван Флягин – образ « русского еретика умного, начитанного и свободомысленного духовного христианина, прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего её только в одной душе своей ». Цель темы : Текстуально изучить повесть Н. С. Лескова « Очарованный странник.» Рассмотреть это произведение как восходящее к традициям просветительского « романа - воспитания », а весь жизненный путь Ивана Флягина как историю воспитания его души, как процесс трудного нравственного роста, преодоления эгоизма бессознательного существования и обретения чувства ответственности за судьбу других людей и всей России.
Планируемый результат Предметные умения : обучить учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ при изучении литературы ; раскрыть смысл названия повести ; выявить особенности изображения русского национального характера ; расширить словарный запас ; познакомить с работами художников - иллюстраторов. УУД Личностные : умение анализировать художественное произведение. Регулятивные : умение регулировать деятельность в соответствии с поставленной проблемой. Познавательные : систематизация знаний литературоведческих понятий и терминов ( жанр, система образов и др.). Коммуникативные : формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Т
Словарная работа Очаровать ( в словаре Даля ): 1. Околдовать, обворожить, отвести глаза, заговорить, чарами овладеть кем - либо. 2. Прельщать или пленять, влюблять кого – либо в себя. Странник ( там же ): 1. Захожий человек, с чужбины, прохожий ; человек, ищущий временного приюта. 2. Человек, странствующий пешком на богомолье. 3. Бродячие проповедники, не имеющие своего дома, а пребывающие в поисках царства Божия. Праведник ( там же ): Праведно живущий, во всем по закону Божьему поступающий, безгреховный.
Реконструкция портрета св. Ильи Муромца
В центре внимания писателя человек необыкновенного характера и необыкновенной судьбы, « в полном смысле слова богатырь и притом типический, простодушный, добрый богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца ». Путём сопоставления с фольклорным героем с самого начала задаётся масштаб личности Ивана Флягина, одним из определений которого становится « богатырь - черноризец ». Предназначение былинного богатыря – патриотический и христианский подвиг.
Это характер парадоксальный, импульсивный, непредсказуемый. Поведением Флягина руково - дит не рассудок, а эмоциональные порывы. Он совершает неожиданные даже для себя самого поступки : давая выход бурлящим в нём силам, он случайно, из озорства, убивает ударом кнута задремавшего на возу старого монаха и, демонстрируя полную неразвитость нравствен - ного чувства, нисколько в этом не раскаивается. « Околдованность » составляет вторую сторону героя, которая соотносится с его национальным характером.
« А вот, - говорит,- тебе тебе знамение, что что будешь ты много много раз поги - о бать и ни разу не п погибнешь, пока п придет твоя нас - то тоящая погибель, и ты и ты тогда вспомн вспомнишь мате - материно нишь материно обе обещание за тебя обещание за тебя и и пойдешь в и пойдешь в чернец чернецы !...» чернецы.
«… первое свое призвание опроверг, и оттого пошел от одной стражбы к другой другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока пока все мне мона - м хом предреченное … оправдалось за мое недоверие »
Судьба идет по стопам героя : новая встреча или событие, трагическая развязка, опять странствие, и все повторяется, но только каждое следующее испытание страшнее предыдущего.
Иван Флягин повест - вует о своих приклю - чениях добродушно и бесстрастно, порой с нотой сожаления. Слушатели воспри - нимали его приклю - чения как сказку, и только история Груши меняет их мнение : они «… впервые заподозрили справедливость рассказа и хранили довольно долгое молчание ».
Иван Северьянович верит в свое дальней - шее предназначение, вот слова, заверша - ющие его исповедь : «… мне за народ очень помереть хочется ». Перед смертью он « на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился …», поэтому и путешествует.
« Очарованный странник » был любимым героем Лескова. В этом образе писателю удалось передать всю силу и красоту русского народного характера. По словам Горького, Лесков был вооружён « не книжным, а подлинным знанием народной жизни. Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется « душою народа ». Поэтому таким ярким, светлым и значительным вышел у него Иван Северьяныч – русский богатырь.