Цель урока: Повторить уже известные правила речевого этикета. Воспитывать чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим.
Перестарался. Вот кто вежливость у нас Проявил на деле: Он в полночный тихий час Поднял мать с постели. - Что с тобой? – - Вскричала мать. – -Заболел, сыночек? - Я забыл тебе сказать: -«Мама, доброй ночи». 1.Почему стихотворение называется «Перестарался»? 2.Можно ли этого мальчика назвать вежливым? 3.Почему? 4.Как он должен был поступить? 5.Прочитать по ролям.
- Гриша, Гриша, дай мне нож. - Ты обратно не вернёшь. - Дай-ка, Гриша, карандаш. -Ты обратно не отдашь. - Гриша, Гриша, дай резинку. - Ты откусишь половинку. - Гриша, Гриша, дай чернил. - Ты бы сбегал и купил. С.Я. Маршак. 1.Какое название больше бы подошло к этому стихотворению: «Жадина» или «Попрошайка»? 2.Почему на такую просьбу хочется ответить отказом? 3.Какой должна быть просьба? 4.Прочитайте текст выразительно. Спишите.
1. Какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым взрослым человеком? а) Пока. б) Здорово. г) Привет. д) Здравствуйте. е) Доброе утро. 2. Вы звоните по телефону и хотите позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы. а)Позовите Сашу. б)Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Сашу. в)Здравствуйте, позовите Сашу. г)Здравствуйте, извините, Саша дома? 3. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы. а) Можно войти. б) Я войду? в) Извините, можно войти.
1.Шёл Боря домой из школы. Видит, идёт по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы потупили на месте мальчика? а) Помог бы слепому человеку перейти проезжую часть улицы. б) Пошёл бы своей дорогой. в) Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу. 2. Если ты пригласил к себе домой товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение, как ты поступишь? а) Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз. б) Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу. в) Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.
3. Если вам на день рождения подарили коробку конфет, как вы поступите с этим подарком? а) Угощу конфетами всю семью. б) Спрячу конфеты подальше. в) Отложу часть конфет в вазочку и поставлю на стол. 4. Ваня и Миша гуляли в зимнем лесу. Вдруг Ваня поскользнулся и упал. Миша засмеялся и сказал: «Ну как посадка прошла?» Ваня обиделся и ушёл. Как бы вы поступили на месте Миши? а) Тоже посмеялся бы. б) Помог Ване подняться. в) Подождал бы, пока Ваня сам поднимется.