Правописание НЕ с глаголами и другими частями речи Выполнил учитель русского языка, литературы и культуры общения Павловской СОШ 2 Сокол Нелли Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правописание НЕ с глаголами. Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их постоянно повторять, грамотность далеко не.
Advertisements

Волшебное средство- самоинструкция Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к грамотному письму.
Правописание НЕ с существительными и прилагательными.
Корень такой же, как в слове посветлело; суффикс, как в слове осенний; приставки позаимствуйте у слов расписание и предвечерний; окончание возьмите у.
Учитель Малюкова Нина Ивановна. Тема урока «Не с именами существительными» ЗНАТЬ: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят? Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. Был ребёнок.
Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Гергинская СОШ» Муталимова Зухра Магомедовна.
Легко ли быть грамотным Лексика и фразеология шарады.
Урок русского языка в 5 «В» классе. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением. Что за лепое положение! Но кругом.
Уч. Л.М. Александровская Русский язык для уч-ся для уч-ся с трудностями усвоения, с трудностями усвоения, 6 кл.
Урок русского языка в 5 классе Урок подготовила учитель русского языка и литературы Литвинова Н.А.
Урок русского языка в 5 классе Урок подготовила учитель русского языка и литературы Литвинова Н.А.
Тема урока:. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во.
Мы отправляемся в путешествие. С нами в пути: Мудрая сова Волшебная книга Ученый и паровозик из Ромашкова.
Девятое декабря. Классная работа.. Орфографическая диктовка А) Определите по лексическому значению слово и запишите его. Грубый, невоспитанный человек.
Богдан Татьяна Викторовна МОУ «Красноключинская СОШ»
Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам..
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает … Если существительное называет живой предмет, оно называется …, если неживой –...
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Макуловская СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан Белкина Татьяна Алексеевна.
Транксрипт:

Правописание НЕ с глаголами и другими частями речи Выполнил учитель русского языка, литературы и культуры общения Павловской СОШ 2 Сокол Нелли Ивановна.

Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их постоянно повторять, грамотность далеко не всегда становится выше. Из-за этого многие даже теряют веру в то, что правила могут помочь. А все потому, что отправила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное средство под названием Самоинструкция

Что такое самоинструкция? Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Подарили вам какую-нибудь настольную игру в коробке обязательно окажется инструкция. Инструкции прикладываются к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам. В инструкциях сообщается, что нужно делать, какие операции производить, чтобы приборы работали. Кроме того, обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия. А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко о маленьком мальчике Лемеле.

Мама сказала: -Ты мне услужи: Вымой тарелки, Сестру уложи, Дрова наколоть Не забудь, мой сынок, Поймай петуха И запри на замок. Сестренка, тарелки, Петух и дрова. У Лемеле только Одна голова! Схватил он сестренку И запер в сарай. Сказал он сестренке: -Ты здесь поиграй! Дрова он усердно Помыл кипятком, Четыре тарелки Разбил молотком, Но долго пришлось С петухом воевать: Ему не хотелось Ложиться в кровать.

Составляем самоинструкцию! Возьмем совсем легкое правило. Например, правописание частицы не с глаголами. Вот это правило: Не с глаголами пишется отдельно, за исключением тех слов, которые без не не употребляются. Допустим, вам нужно решить, как пишется частица не в глаголах (не) навидел и (не) нашел. Какую операцию нужно выполнить в этой орфографической задаче? Ход решения задачи «не с глаголами» можно изобразить в виде такой самоинструкции.

определяю, употребляется ли глагол без НЕ Вывод: частицу НЕ пишу раздельно пишу слитно да нет

Пока мы взяли легкий пример для составления самоинструкции. Перепишите ее в тетрадь: она послужит вам образцом когда вы будете составлять другие самоинструкции. Некоторым из вас может показаться: незачем составлять самоинструкции на такие легкие правила. В этих случаях говорят, что «игра не стоит свеч» или «овчинка выделки не стоит» (Так судят о работе, которая требует много сил и времени, а пользы от нее совсем мало.) Однако даже самая простая инструкция поможет вам ничего не потерять или ничего не перепутать.

Работаем по самоинструкции! (Не)жил, (не)когда, (не)здоровится, (не)лепый, (не)уклюжий,(не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)доумевал, (не)ходьба, (не)дело, (не)хочу, (не)ряха, (не)ем, (не)большой. Если у вас были ошибки, вспомните Карлсона, который жил на крыше. Он бы сказал : «Ошибки - дело житейское». Продолжайте тренировку!

У всех частей речи есть слова, которые не могут жить без частицы НЕ. Найдите эти слова в стихотворении и верните им пропажу, а затем расселите по квартирам по улице Частей речи. Кто еще не может жить без НЕ?

Побывал я однажды в стране Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положенье! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки. И погода стояла настная. И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.

Опять живем по инструкции! «Перегрузите» в подходящий транспорт эти слова: (Не)дотрога, (не)ожиданность, (не)взял, (не)поседливый, (не)конец, (не)брежно, (не)пременно, (не)хочет, (не)сносный, (не)пустить, (не)навидит, (не)было, (не)быстро, (не)равный.

Проверьте себя! Недотрога, неожиданность, непоседливый, небрежно, непременно, ненавидит, небыстро, несносный неравный.,. Не взял, не конец, не хочет, не пустить, не было,

Какие важные мысли надо выделить: 1.Чтобы писать грамотно, нужно правильно применять правила. 2.Применять правила помогает самоинструкция. 3.Самоинструкция – это инструкция, которую человек составляет для себя, чтобы знать, что ему делать и в каком порядке. 4.Самоинструкцию можно составить к любому правилу. 5.Нужно уметь самим составлять инструкции и пользоваться ими при письме.

Краткий пересказ Чтобы писать грамотно, нужно уметь применять правила. Применять правила помогает самоинструкция. Это инструкция, которую человек составляет для себя. Он отдает сам себе команды, решает, что делать и в каком порядке. Самоинструкцию можно составить к любому правилу. Надо научиться использовать ее при письме. Теперь соединяем эти мысли в коротенький рассказ. Вот что должно получиться