Развитие и коррекция интеллектуальной продуктивности школьников методами кинесиологии Власова С.М., учитель начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ ООШ 27 г. Калининграда
В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. И. И. Брехман
Образовательная кинесиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинесиологии как науки следует искать в философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Конфуцианство, йога демонстрировали роль движения для укрепления здоровья и развития ума. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Метод кинесиологической коррекции направлен на механизм возникновения психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование мозга, повысить продуктивность протекания психических процессов, память, внимание, речь, пространственные представления, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Все комплексы начинаются с питья нескольких глотков воды, «перекрестного шага», массажа «кнопок мозга». Для достижения результата упражнения рекомендуется повторять 6-8 раз ежедневно в течение 2 месяцев.
Навыки чтения Движение глаз по горизонтальной линии, не подавляющее центр восприятия мозга - Кнопка мозга - Перекрестные движения - Ленивые восьмерки
Навыки чтения Активное слушание и понимание - Перекрестные движения - Слон
Навыки чтения Устное чтение (выразительное, с эмоциональным откликом и интеграцией) - Энергетическая зевота - Перекрестные движения
Навыки чтения Осмысленное чтение - Помпа - Ленивые восьмерки
Навыки чтения Быстрое чтение ( беглое чтение и просматривание текста ) - Ленивые восьмерки - Перекрестные движения - Сова
Навыки письма и счета Координация руки и глаза - Ленивые восьмерки - Двойные рисунки
Навыки письма и счета Правописание (образная память и построение слуховых конструктов) - Слон - Сова - Думающая шляпа
Навыки письма и счета Математика - Слон - Сова - Помпа - Двойные рисунки
Навыки письма и счета Решение задач - Перекрестные движения - Двойные рисунки
Знание возможностей детей Знание возможностей детей
Наши органы чувств - это пять каналов, через которые мы узнаем об окружающей действительности. Часть информации мы воспринимаем через зрительный канал, часть через слух и часть через ощущения, вкус и запах. ЗРЕНИЕ СЛУХ ОЩУЩЕНИЯ ВКУС ЗАПАХЗАПАХ
Кто-то больше задействует визуальный канал, а аудиальный (слух) и кинестетический (ощущение, вкус, запах) в меньшей степени. Для другого более привычно слышать, т.е. воспринимать все аудиально. Для третьего информация становится понятна, когда он ее пропускает через собственные чувства и ощущения. Окружающий нас мир мы можем видеть, слышать, а так же ощущать.
И у каждого из нас из 3-х каналов один излюбленный, которым пользуемся чаще всего. Поэтому условно(!) можно разделить людей на визуалов аудиалов кинестетиков Визуалы - преобладает зрительный канал восприятия. Аудиалы – преобладает слуховой канал восприятия. Кинестетик - преобладает тактильные ощущения, а также вкусовые органы чувств.
Жесты в верхней части туловища, они как бы рисуют. При рассказе часто взгляд направлен вверх. Наблюдателен, ориентирован на внешний вид. Увиденное запоминает легко, услышанное - с трудом. Предпочитает читать сам, а не слушать. Читает хорошо, быстро. Красиво, аккуратно пишет, не теряется, если пишет слова, никогда ранее не виденные. При общении - самая далекая дистанция. При общении выбирает слова, которые обозначают то, что можно увидеть: цвет, форма, величина, удаленность и т.д.
Жесты в средней части туловища, как бы создают темп речи. Когда человек слушает, голова часто наклонена вбок. Хорошо пародирует, речь организована, ритмична. Легко запоминает последовательность, повторяет услышанное, учится - слушая. Могут быть трудности в письме и математике. Читая, шевелит губами. С удовольствием слушает и читает вслух. Любит дискуссии, часто занимает ведущую роль в них. Слова, которые использует обозначают все, что можно непосредственно услышать - например, гремит, шуршит, тишина, звучит, мелодичный, разговаривать.
Взгляд часто опускается, человек как бы прислушивается к своим ощущениям. Когда садится, устраивается поудобнее. Хорошее физическое развитие. Запоминает, двигаясь, действуя с материалом. Читая, водит пальцем, любит книги с динамичным сюжетом. Почерк хуже, чем у других. Близкая дистанция. Склонен бросать одно незаконченное дело ради другого. Одевается так, чтобы было удобно. Использует слова, которые обозначают вкус, запах, движение, температуру: например, тепло, прохладно, схватить, чувствовать, держать и т.д.
Сравнение аудиалов, визуалов и кинестетиков Аудиальным людям нравится, как звучит идея, Визуальный человек видит возможности, Кинестетик может испытывать теплые чувства к этой идее.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене: Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Психологические рекомендации по работе с детьми с разными типами восприятия от визуала можно требовать быстрого решения задач; от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала; от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием; кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Очень важно общаться с ребенком на "его языке": с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. Кто как записывает домашнее задание:
Замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке": визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш"; кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
В. А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка-...это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
СПАСИБО