Городской тематический интеллектуальный Конкурс учащейся молодёжи и школьников «Молодёжь – будущее России» Направление – лингвистика Исследовательская работа на тему: «Использование компьютерного жаргона среди учеников 5, 8 классов гуманитарного профиля и учителей гимназии» Исследователь – Смирнова Анна ученица 6 класса «А» МОУ «Гимназия 4» Научный руководитель – Епарская Е.В., учитель русского языка и литературы Г.о. Электросталь, 2010 год
Предмет исследования – компьютерный жаргон Цель работы – проанализировать особенности употребления компьютерного жаргона среди учащихся 5-8 классов и учителей гимназии.
Задачи исследования: изучить причины и способы образования компьютерного жаргона; выделить тематические группы компьютерного сленга; отобрать из словарей компьютерного жаргона слова, составить анкету и провести опрос респондентов на знание компьютерного жаргона; проанализировать полученные результаты, сравнить частоту употребления жаргонов учениками и учителями гимназии; сделать вывод об использовании компьютерного жаргона среди учеников 5-8 классов и учителей гимназии.
Гипотеза Использование компьютерного жаргона зависит от опыта работа с информационно- коммуникационными технологиями, возраста, образования, уровня интеллекта, круга обще- ния и пола человека. Мы считаем, что на частоту использования жаргона влияет также и его экспрессивная окраска.
Возникновение жаргона вторая половина XX века - бурный рост компьютерных технологийXX века специальные слова и выражения английского происхождения одновременное формирование профессионального языка программистов и специфического жаргона знатоков вычислительной техники и просто людей, увлекающихся компьютерными играми мода на компьютерный жаргон в среде молодых специалистов
Компьютерный жаргон а) некодифицированный профессиональный язык компьютерщиков и программистов, а также людей, чья профессиональная деятельность тесно связана с компьютерами и их использованием; б) область данного некодифицированного профессионального языка, доступная обычным пользователям компьютеров и включаемая ими в свою речь.
Особенности компьютерного жаргона 1)выступают как профессионализмы; 2)воспринимаются как неологизмы; 3)отличаются эмоционально-экспрессивной функцией (юмор, ирония, сарказм); 4)обладает коммуникативной функцией (помогают быстро понять друг друга); 5)служит паролем; 6)открыт для усвоения любому человеку; 7)тяготеет к сокращению, упрощению слов; 8)частично придуманный язык (искажается);
Тематические группы компьютерных жаргонов 1.Составные части компьютера. 2.Название программных продуктов, команд, файлов. 3.Работа с компьютером. 4.Человек, имеющий отношение к миру компьютеров. 5. Интернет. 6. Человек, имеющий отношение к миру компьютеров
Анкета 1.Учитель (укажите предмет). Ученик (укажите фамилию, класс, возраст). 2.Пользуетесь ли вы компьютером, Интернетом? Если да, то с какой целью? Часто или нет? 3. Как давно вы используете компьютер в своей деятельности? 4. Объясните значение слов и выражений (компьютерных жаргонов). 5.Запишите компьютерные жаргоны, которые не указаны в таблице, но вы ими пользуетесь. 6. Когда, где (с кем, при каких обстоятельствах) вы используете эти слова? 7.Почему вы используете эти слова в речи (помогают общаться, быстро понять друг друга, забавно и др.)? 8. Когда вы не позволяете себе применять данные слова в речи? 9. Можете ли вы обойтись без этих слов?
Анкетирование В анкетировании участвовало 65 человек: 19 педагогов, 26 учащихся 5 класса, 20 учащихся 8 класса Респондентов можно разделить по возрасту: лет – 26 человек, лет – 20 человек (2 учителя математики и 1 - физики ) лет – 3 человека, лет – 9 человек (1 учитель математики) лет – 3 человека, от 60 лет – 4 человека. Из них 20 человек мужского пола (только ученики) и 45 человек женского пола
Общие выводы 1.Учителя и ученики владеют компьютером, используют его в учебных и игровых целях, но использование ресурсов Интернета учениками происходит чаще. Этим объясняется лучшее знание компьютерных жаргонов (на 8%). 2.Группа респондентов среди учителей разнородна по своему составу, поэтому овладение компьютером происходит по- разному. 3. Дети примерно в одной возрастной группе – от 11 до 15 лет. Они общаются между собой и быстро овладевают компьютерным языком. Использование компьютерных жаргонов в среде учеников в 2 раза больше. 4.Детям нравится сниженность и экспрессивность данной лексики, поэтому они включаются в эту языковую игру. 5.Однако, отвечая на вопросы анкеты, ребята всё-таки заменили многие слова нейтральными. 60% опрошенных могут обойтись в речи без жаргонов, а значит влияние жаргонизмов не столь велико
Общие выводы 6.Самые распространённые в речи учеников слова: клава, копирнуть, мамка, бродилка, искалка, мыло, печаталка, сиди-ромка, комп, мышь, болванка, червяк, Аська, хакер, помойка, чайник, скрючился, рухнул, завис, тормозить, качать. 7.Жаргоны образованы суффиксальным способом. Суффикс –к- привносит в слово экспрессию, напоминающую детские обзы- вательства. Поэтому мы считаем, что обилие компьютерных жаргонов в речи детей и подростков зависит от эмоционально- экспрессивной особенности этих слов. 8.В 5 классе мальчики чаще девочек пользуются ресурсами Интернета и активнее применяют в речи компьютерные жаргоны, но уровень овладения этой лексикой у девочек выше. 9.В 8 классе девочки опережают мальчиков. Их активность, связанная с использованием компьютера и Интернета, растёт и овладение жаргонной лексикой также повышается.
Заключение Использование компьютерного жаргона зависит от опыта работа с информационно- коммуникационными технологиями, возраста, образования, уровня интеллекта, круга общения, пола человека, на частоту использования жаргона влияет также и его экспрессивная окраска.