Становление наук о человеке Автор: учитель высшей категории МОУ «Засосенская СОШ имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко» Ковшов Анатолий Владимирович
Подумайте и ответьте на вопросы: 1.Что служит объектом изучения анатомии? 1.Что служит объектом изучения анатомии? 2.Используя знания анатомии, докажите, что человек относится к классу млекопитающих. 2.Используя знания анатомии, докажите, что человек относится к классу млекопитающих. 3.Что изучает физиология человека? 3.Что изучает физиология человека? 4.Каково значение психологии в жизни современного человека? 4.Каково значение психологии в жизни современного человека? 5.Что изучает гигиена? Всегда ли слово гигиена связано с соблюдением чистоты? 5.Что изучает гигиена? Всегда ли слово гигиена связано с соблюдением чистоты?
6.Что вам известно о греко-римской культуре? 6.Что вам известно о греко-римской культуре? 7.С какими именами она связана? 7.С какими именами она связана? 8.Почему эпоху Возрождения так называют? 8.Почему эпоху Возрождения так называют?
Алкмеон Врач и философ Кротонской школы, живший в 5 веке до н. э. впервые стал вскрывать животных с целью познания человеческого тела
Гераклит ( гг. до н. э.) ( гг. до н. э.) Впервые высказал мысль о том, что человек развивается по законам природы, и познав их, можно использовать эти законы во благо людей Впервые высказал мысль о том, что человек развивается по законам природы, и познав их, можно использовать эти законы во благо людей
Аристотель ( гг. до н. э.) ( гг. до н. э.) Ввёл в науку термин «организм», связал душевную деятельность человека со свойствами его тела и указал на невозможность его существования без информации об окружающем мире Ввёл в науку термин «организм», связал душевную деятельность человека со свойствами его тела и указал на невозможность его существования без информации об окружающем мире
Гиппократ ( гг. до н. э.) ( гг. до н. э.) Один из первых начал изучать влияние на людей природных факторов и пищи, установил четыре типа темпераментов человека, написал первый трактат по гигиене «О здоровом образе жизни», сформулировал моральные нормы поведения врача Один из первых начал изучать влияние на людей природных факторов и пищи, установил четыре типа темпераментов человека, написал первый трактат по гигиене «О здоровом образе жизни», сформулировал моральные нормы поведения врача
Клавдий Гален ( гг. н. э.) ( гг. н. э.) Подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны и предположил, что человек устроен сходным образом, впервые стал проверять действие лекарств на животных, открыл первый госпиталь, применял стерилизацию хирургических инструментов, успешно проводил глазные и черепно- мозговые операции Подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны и предположил, что человек устроен сходным образом, впервые стал проверять действие лекарств на животных, открыл первый госпиталь, применял стерилизацию хирургических инструментов, успешно проводил глазные и черепно- мозговые операции
Абу- Али Ибн- Сина(Авиценна) ( гг. н. э.) ( гг. н. э.) Впервые написал энциклопедию теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки», где обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей(латинский перевод переиздавался в Европе 30 раз) Впервые написал энциклопедию теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки», где обобщил опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей(латинский перевод переиздавался в Европе 30 раз)
Леонардо да Винчи ( гг.) ( гг.) Впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, является основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине и форме Впервые правильно изобразил различные органы человеческого тела, является основоположником пластической анатомии, описал строение скелета человека, классифицировал мышцы по величине и форме Автопортрет Леонардо да Винчи Автопортрет Леонардо да Винчи
Андреас Везалий ( гг.) ( гг.) Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы и внутренние органы человека, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца Исправил 200 ошибок Галена, правильно описав скелет, мышцы и внутренние органы человека, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий, описал клапаны сердца Преследовался инквизицией Преследовался инквизицией
Уильям Гарвей ( гг.) ( гг.) Открыл два круга кровообращения, проводил эмбриологические исследования Открыл два круга кровообращения, проводил эмбриологические исследования Гарвей демонстрирует свои опыты английскому королю Карлу 1 Гарвей демонстрирует свои опыты английскому королю Карлу 1
Рене Декарт ( гг.) ( гг.) Ввёл в науку представление о рефлексе Ввёл в науку представление о рефлексе
Луи Пастер ( гг.) ( гг.) Впервые создал и применил вакцину от бешенства и сибирской язвы, разработал способы обеззараживания продуктов питания исследовал процессы гниения и брожения, внёс большой вклад в разработку иммунной теории Впервые создал и применил вакцину от бешенства и сибирской язвы, разработал способы обеззараживания продуктов питания исследовал процессы гниения и брожения, внёс большой вклад в разработку иммунной теории
Илья Ильич Мечников ( гг.) ( гг.) Разработал новую теорию воспаления, открыл фагоцитарный иммунитет Разработал новую теорию воспаления, открыл фагоцитарный иммунитет
Иван Михайлович Сеченов ( гг.) ( гг.) Показал связь спинного и головного мозга, открыл центральное торможение, открыл способность высших отделов нервной системы регулировать нижерасположенные отделы Показал связь спинного и головного мозга, открыл центральное торможение, открыл способность высших отделов нервной системы регулировать нижерасположенные отделы
Иван Петрович Павлов ( гг.) ( гг.) Открыл условные и безусловные рефлексы, изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы, разработал условно- рефлекторную теорию Открыл условные и безусловные рефлексы, изучил иннервацию сердца и пищеварительной системы, разработал условно- рефлекторную теорию
Подумайте и ответьте на вопросы: 1.С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии? 1.С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии? 2.Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века? 2.Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века? 3.Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины? 3.Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
Задание на дом: прочитать параграф 2, ответить на вопросы 1-6 на стр.12, заполнить таблицу УчёныйГодыжизни Основные идеи, вклад в науку
Источники информации: В работе использованы изображения из набора портретов для кабинета биологии и детских энциклопедий издательства «Аванта» ( тома «Человек» и «Техника»).