Ученицы:Пургиной Татьяны МБОУ СОШ 32 5 класса «Б»
Альфред Шютц, немецко-американский учёный, предположил схему: в центре - человек. Те, кто расположен к нему ближе всех, - это его товарищи, друзья. Второй круг – его современники – люди, живущие в то же время, что и он, с ними он может устанавливать взаимоотношения.
С товарищами и современниками у человека складываются разные отношения. Это и понятно. О современниках он знает понаслышке, т.е. весьма абстрактно, а о друзьях – из своего личного опыта. К современникам относятся все, кто живёт на этой планете, в одно с ним время, в одну эпоху. Это люди самых разных возрастов, рас, национальностей, вероисповеданий, профессий и т.д.
А кого человек зачисляет в круг своих друзей? Прежде всего это его школьные и дворовые друзья, соседи. Иными словами, небольшой круг людей, кого он лично знает и с кем часто, активно и содержательно общается.
Чем дальше отстоит от него круг, тем более обобщённым и размытым становится его представление о людях. Из книг, радио и телепередач он получает более или менее полное представление о том, кто такие шведы или китайцы. Как они выглядят, как одеваются, где живут, каков их образ жизни. О бушменах из Калахари, живущих на Юге Африки, он видел пару раз телепередачу и в целом представляет, как они выглядят и чем питаются. Он много наслышан и о других народах. Однако из трёх- пяти тысяч народов и племён, особенно обитающих в забытых джунглях Амазонки или на островах Новой Гвинеи, он почти ничего не знает. Его запас знаний ограничен.
Он ещё меньше у тех, кто не читает книг, не смотрит телевизор и не слушает радио. Иное дело – друзья и товарищи, с которыми человека связывают вполне реальные отношения. С одними установились личные и доверительные связи, с другими – чисто деловые, формальные. С одними он готов провести весь отпуск, а общение с другими выдерживают не более двух-трёх минут.
В детском возрасте дружеская связь между ровесниками не столь очевидна. Мальчишки и девчонки подыскивают себе товарищей по играм, с которыми легко находят общие интересы и увлечения. Они по-дружески соперничают, могут завоёвывать или утрачивать доверие, но никакой глубокой привязанности и эмоциональных контактов между ними практически нет. Ребёнок гораздо больше привязан к родителям. Именно от них он ждёт похвалы, любви и нежности. И лишь в этом случае, если его лишают всего этого, он восполняет свои потребности с помощью товарищей или других взрослых.
В подростковый период картина меняется. В это время весьма ощутимой становится потребность в хороших друзьях. Подростки начинают тянуться к своим ровесникам, с тем, чтобы найти у них то, что раньше давали им родители.
По мере взросления возникает необходимость в более тесной дружбе, позволяющей делиться своими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями. Подросткам нужны близкие друзья, на которых можно положиться и которые могут их понять. Они делятся не только своими секретами и планами, но также и чувствами, помогают друг другу в решении внутренних проблем и межличностных конфликтов.
Мальчики менее требовательны к дружбе, они ждут от своих сверстников меньше, чем девочки. Между девочками устанавливаются более тёплые и личные отношения. Им присуще стремление к большей близости, в то время, как мальчики больше озабочены своей независимостью.
Одно из исследований показало, что мальчики прежде всего озабочены тем, какое место они занимают в своей группе, а девочек больше интересует чувство общности и близости между подругами. Однако как мальчики, так и девочки хотят нравиться своим ровесникам. Для детей среднего подросткового возраста главная цель – быть признанными членами компании, которая их больше всего привлекает.