Мастер-класс "Критическое мышление : технология и примеры реализации» Подготовила : Овчинникова Наталья Ивановна учитель химии и биологии МОУ Верхнепокровская СОШ
Критическое мышление – открытое мышление не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Разрушение стереотипов Технология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы: - на уроке нужно оценивать ученика; - учащийся не должен делать ошибок; - учитель знает, как и что должен отвечать ученик; - учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии; - на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ.
Прочтите данные предложения и сделайте маркировку текста по следующей системе: V - галочкой отмечается то, что известно; - - знаком минус помечается то, что противоречит представлениям читающих; + - знаком плюс помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным; ? - вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Функции Вызова- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме) – Информационная (вызов на "поверхность" имеющихся знаний по теме)- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысления- Информационная (получение новой информации по теме) - Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Рефлексии- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) - Информационная (приобретение нового знания)- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
Постройка уроков в технологии РКМ Урок 1Урок 2Урок 3Урок 4Урок 5Урок 6 Тип урокаРабота с информационн ым текстом Работа с научным текстом Взаимообуче ние ДискуссияПисьмоУрок- исследование ВызовМозговой штурм, кластер Мозговой штурм Верные - неверные утвержден ия Толстые вопросы Инвентаризаци я Парная мозговая атака ОсмыслениеИнсерт, ПМИЧтение с остановками ЗигзагПерекрестна я дискуссия Составление чернового текста, правка Заполнение таблицы ЗХУ РефлексияВозвращение к кластеру КластерКонцептуаль ная или сводная таблица ЭссеРедактирование, издание Дальнейшее целеполагание
1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме. Можно предложить ребенку работу с вопросами по проблеме. Работа с вопросами может проходить в два этапа: "я сам", "мы вместе" (парная или групповая работа). Хороший прием, который может использоваться на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у ребенка должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". Методические приемы критического мышления, которые также можно применить на данном этапе: Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай). Работа с ключевыми терминами. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Здесь может быть предложена работа с текстом: прочитать, пересказать, растолковать соседу (группе), заполнение матричной таблицы, чтение с пометками текста (V - уже знаю ; + - новое; - - противоречит взглядам; ? - хочу узнать подробнее), выписка из текста. Следующие методические приемы критического мышления, применяются на данном этапе: Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация, - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён). Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
3 этап - "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало); б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам (их заполнение).
Литература Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, Заир-Бек С.Н. Основы педагогического проектирования: Учеб. Пособие - СПб, 1995.Пособие Линдсней Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., Научно-методический журнал «Химия в школе»
Успехов Вам, уважаемые коллеги!