Комфортность учащихся в период адаптации. Модель программы психолого-педагогической профилактики дезадаптации школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
Advertisements

Подготовила Нурутдинова Т.С.. Адаптация – процесс приспособления к новым условиям и требованиям среды, результатом которого должна стать приспособленность,
Как адаптацию пятому классу пройти успешно?. Как адаптацию пятому классу пройти успешно?
МБОУ «Дмитровская оош» Адаптация учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в соответствии с ФГОС.
Комплексное исследование учащихся 7«а» класса ССС
Комплексное исследование учащихся 9 классов ССС
L/O/G/O Исследование учащихся 10 класса МКОУ ЧСШ имени А.А.Яковлева учебный год.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
2 При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо: –
Адаптация Первый период – это первый год жизни ребенка; Второй период - когда ребенок учится говорить; Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли,
«Изучение мотивов обучения в различные возрастные периоды» Автор: учащаяся 10 б класса Цымбалова Анастасия Научный руководитель Прилепа О.В. Муниципальное.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» УшенинаТ.П МОУ Старокопская ООШ 2010 год.
СКОРО В ШКОЛУ Родительское собрание. Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе 1.Физическое здоровье ребенка. 2.Развитый интеллект ребенка.
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся.
МОУ Усть-Ордынская СОШ 1 им. В.Б. Борсоева. Баймеева Елена Никитична Васильева Надежда Владимировна.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
Формирование у родителей представлений о причинах трудностей адаптационного периода. Проанализировать ожидания детей от перехода в среднее звено. Наметить.
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
МБОУ ВЕЛИКООКТЯБРЬСКАЯ СОШ сентябрь- октябрь 2013 год.
Транксрипт:

Комфортность учащихся в период адаптации

Модель программы психолого-педагогической профилактики дезадаптации школьников

Детский сад Школа 1935 Диагностика особенностей статуса школьника Система оценивания учебных достижений Метод. работа по совершенствованию содержания образования Просвещение и консультирование педагогов Просвещение и консультирование родителей Развивающая педагогическая работа с учащимися Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися ИндивидуальнаяГрупповаяУроки психологического развития Анализ и оценка результативности работы Планирование работы с учетом результатов

Научно-практическая конференция. Научно-практическая конференция. Психолого-медико-педагогический консилиум. Психолого-медико-педагогический консилиум. Круглый стол. Круглый стол. Деловая игра. Деловая игра. Педагогический совет. Педагогический совет. Методический совет. Методический совет. Семинар. Семинар.

Цитаты из мини-сочинений «Легко ли быть учеником?»

Учиться без страха «…Хочется идти в школу с более лучшим настроением. В тот день, когда есть русский язык, нет желания даже думать об этом. На некоторых уроках не боишься отвечать и получаешь вследствие этого хорошие оценки, а когда боишься – плохие. Наша жизнь трудна и опасна.» «…Когда учителя кричат, тебе кажется, что ты ничего не знаешь, даже если кричат не на тебя.»

Перегруженность домашними заданиями «…Учеником быть нелегко. Приходится допоздна делать уроки, рано вставать. Погулять после школы никогда не получается. И в выходные тоже, если только на час». «…У меня нет свободного времени, я не высыпаюсь, нервы на пределе. Я понимаю, что учителя хотят сделать нас умными, хотят, чтобы мы все знали. Мы, наверное, должны их благодарить, но я не могу. Мне хочется жить радостно, свободно, а не сидеть с утра до ночи за учебниками».

Комфортность в школе – важный фактор успешной учебы «…Я считаю, что учеником быть и сложно, и легко. Есть моменты, которые остаются в памяти до конца жизни. Школьная жизнь разнообразна и интересна. А если интересна, то значит в большей части и сложна. Каждый день ты идешь в школу и не знаешь, что тебя там ожидает. Иногда бывают такие проблемы, которые взрослым кажутся пустяками… Чтобы в школе легко было ученикам, нужна поддержка. Не только родителей, но и учителей. Хорошо, когда классный руководитель становится другом. Мне с этим повезло.»

Рекомендации учителям- предметникам Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. Не перегружайте учеников домашними заданиями, дозируйте их с учетом гигиенических требований возраста. Не перегружайте учеников домашними заданиями, дозируйте их с учетом гигиенических требований возраста. Следите за темпом урока. Следите за темпом урока. Налаживайте эмоциональный контакт с классом. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

На заседаниях методических объединений выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). На заседаниях методических объединений выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). Развивайте общеучебные умения и навыки. Развивайте общеучебные умения и навыки. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. Не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и сегодняшнего»). Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируете все плюсы и минусы в своей работе. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируете все плюсы и минусы в своей работе. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т.д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.). Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т.д.). Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. Не допускайте педагогического манипулирования. Не допускайте педагогического манипулирования. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение. В течение первого месяца (сентябрь) обучения используйте «бездвоечное» обучение. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.

Базовые потребности человека 1. Физиологические потребности. 2. Потребность во внешних раздражителях. 3. Потребность в безопасности. 4. Потребность в принадлежности. 5. Потребность в самоуважении. 6. Потребность в самореализации, самоактуализации.

Уровень комфортности (5 кл) На уроках Математики Русского языка ЛитературыИстории Окружающего мира Английского языка Немецкого языка Физической культуры Изобразительного искусства МузыкиТехнологииРиторикиРитмики ощущаю боязнь, страх; боязнь, страх; уверенность; уверенность; неуверенность; неуверенность; интерес к предмету; интерес к предмету; нет интереса к предмету; нет интереса к предмету; уважение к предмету через авторитет учителя; уважение к предмету через авторитет учителя; однообразие, скованность; однообразие, скованность; доброжелательность. доброжелательность.

a) Мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей. b) Есть отдельные друзья и товарищи, но далеко не все. c) Скорее я здесь одинок. a) Дорожу классом. b) Не задумывался о значении класса в моей жизни. c) Хотел бы перейти в другой класс, школу. Самочувствие в классе Отношение к классу

Мотивы учебной деятельности Анкета 1. Учусь потому, что на уроках (по такому то предмету) интересно. 2. Учусь потому, что заставляют родители. 3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки. 4. Учусь потому, чтобы подготовиться к будущей профессии. 5. Учусь потому, что в наше время учатся все. 6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе. 7. Учусь потому, что нравиться узнавать новое. 8. Учусь потому, что нравиться учиться. 9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей. 10. Учусь потому, что хочу больше знать. 11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать. 12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов: 1. Проведите классификацию мотивов по группам: а) широкие социальные мотивы – 4,5 а) широкие социальные мотивы – 4,5 б) мотивация благополучия - 1,11 б) мотивация благополучия - 1,11 в) престижная мотивация - 6,12 в) престижная мотивация - 6,12 г) мотивация содержания - 7,10 г) мотивация содержания - 7,10 д) мотивация прессом - 2,9 д) мотивация прессом - 2,9 е) узкие социальные мотивы - 3,8 е) узкие социальные мотивы - 3,8 2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ и соответствие критериям: а) богатство и разнообразие мотивов; а) богатство и разнообразие мотивов; б) социальная ценность мотивов; б) социальная ценность мотивов; в) присутствие в структуре мотивации познавательных в) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов интересов

Тест незаконченных предложений 1. Я учусь так… 2. Школьное начальство… 3. Моя мама… 4. Когда меня нет, мои друзья… 5. Когда мне начинает не вести… 6. Большинство известных мне друзей… 7. Я думаю, что в будущем… 8. Я хотел бы учиться… 9. Наша школа… 10. Что касается нашего класса…

Сферы проявления обобщенных смысловых установок: учеба, школа, семья, сверстники, я, люди, будущее.

Спасибо за внимание.