Диалогическая речь – особый вид речевой деятельности, функции которой реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик
НЕДОСТАТКИ В ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Расспрос носит формальный характер Полученная информация не используется для постановки нового вопроса Дети недослушивают ответ, задают новый вопрос на другую тему
КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ : Объем фраз речевого этикета Различные типы вопросов Самостоятельность и последовательность в ведении расспроса Объем и характеристика диалогических единств Конструкция предложений
ТИПЫ ВОПРОСОВ И РЕПЛИК
БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ В ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выдвигать гипотезы; Наблюдать, сравнивать, анализировать; Задавать вопросы и искать ответы на поставленные вопросы; Делать умозаключения
МЕТОДЫ В ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность; Метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»; Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно- ценностного смысла совершенных им действий
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ: 1 этап - осознание того, что хочешь узнать, вопрос возникает непосредственно из ситуации; 2 этап - формулирование самостоятельного вопроса по данной ситуации; 3 этап - обучение встречному вопросу; 4 этап - обучение трансформации вопросов; 5 этап – обучение ведению расспроса
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБЧЕНИИ: Логопед задает вопросы, показывая образец После ответа сформулировать свой вопрос по данной ситуации, обращаясь с тем же вопросом Встречный вопрос повторял предыдущий, но звучал по- разному Встречный вопрос в рамках темы беседы Трансформация ответов в вопросы и вопросов в ответы Ведение расспроса по схеме (формулировка нескольких вопросов с определенной целью) Реактивные реплики в простейших диалогических единствах Распространять и дополнять реплики в микродиалоге
ВЫВОД: Процесс обучения диалогической речи у детей формируется в разных видах детской деятельности, но одной из ведущих у детей старшего дошкольного возраста является поисково-исследовательская деятельность, которая и способствует формированию разговорно-диалогической речи
ЛИТЕРАТУРА: Чулкова А.В. «Формирование диалога у дошкольников». Бизикова О.А. «Развитие диалогической речи в игре». Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований в детском саду»