Культурные центры Древней И Средневековой Индии Индия на карте мира
В III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд возникла древнейшая цивилизация. Сегодня археологи открыли древние города Мохенджо-Даро и Хараппу.
Улицы древних городов были вполне благоустроены.
А дома удобны.
Уже в то время было широко распространено искусство глиптики - резьбы по камню. Чаще всего мастера вырезали печати с изображениями разных животных.
До сих пор вызывает восхищение бронзовая статуэтка танцовщицы, найденная в Мохенджо-Даро.
Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда и Ганга пришли племена ариев. А в 321 году до н.э. здесь возникло первое объединенное государство – империя Маурьев.
При царе Ашоке государственной религией Индии становится буддизм. И почти сразу в стране начинается каменное строительство. Стамбха (столб законов) царя Ашоки.
Именно в это время была создана колонна, на вершине которой мастер поместил львиные фигуры. И сегодня это завершение (капитель) является символом Индии.
Главной буддийской святыней становится ступа – холм, на вершине которого хранятся буддийские реликвии. Ступа в Санчи
Все ступы строились по единому образцу, который повторял священный рисунок - мандалу - план устройства всего космоса.
И действительно, концентрические круги ступы обрамлялись невысокой оградой с четырьмя воротами, ориентированными строго по сторонам света.
Торана – ворота ступы особо почитались и украшались как выходы и входы мира.
Все резные изображения ворот ступы считались охранными и выполнялись мастерами очень тщательно.
Из Индии ступы вместе с буддизмом распространились по всей Юго-восточной Азии. Ступы Бирмы
Ступа Шри-Ланки Ступа Таиланда
На острове Ява возник даже целый комплекс ступ - Боробудур.
Выстроенный на естественном холме, Боробудур полностью повторяет традиционную схему мира - мандалу и олицетворяет великую гору богов Меру, располагающуюся, по преданию, в центре вселенной.
Паломник, обходя каждый из уровней горы, проходит мимо множества больших и малых ступ.
Во время обхода его сопровождает множество священных надписей, рельефов и фигур будд.
Аджанта. Пещерные храмы. По долинам небольших рек высечены скальные храмы и монастыри.
На протяжении трех веков буддийские монахи высекали удивительные творения.
Части скального монастыря 1. Стамбха – мемориальная колонна; 2. Центральный зал храма; 3. Ритуальная ступа; 4. Обходная галерея вокруг ступы
Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.
Вход в 19-ю пещеру Аджанты.
Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.
Стены многих скальных храмов покрыты росписями на сюжеты буддийских легенд. Росписи храмов Аджанты.
Очень рано сложился скульптурный канон изображения Будды. Поза, определенные положения рук, ног и головы, даже положение пальцев рук были строго канонизированы.
Каноническими становятся и черты лица Будды. Будда изображался с миндалевидным овалом лица, с длинными мочками ушей (знак благородного происхождения), третьим глазом или драгоценностью во лбу (знак духовного видения), бугром на темени (знак мудрости).
Каноничны и позы Будды. Фигура Будды, сидящего в позе лотоса, встречается по всей Юго-восточной Азии. Боробудур
Монахи любовно одевают будд в желтые монашеские одежды. Таиланд
Фигуры сидящего Будды продолжают создаваться и в XX веке. Таиланд. Гигантская статуя Будды.
И в маленьких литых фигурках мастера пытаются передать совершенство форм Будды.
Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».
Часто мастера передают внутреннее совершенство Будды с помощью чистого цвета белого камня.
В разных странах Юго-восточной Азии черты лица Будды приобретают яркий национальный колорит.
При буддийских монастырях открыты школы, в которых монахи с детства учатся создавать священные изображения.