Тема: «Доказательства происхождения человека от животных» Урок в 11 классе
Цели урока: -А) образовательные – дать представление о месте человека в системе органического мира; расширить знания учащихся об основных доказательствах происхождения человека от животных; -установить основные черты сходства и отличия человека и человекообразных обезьян Б) развивающие – развивать у учащихся основные учебные умения и навыки (сравнение, выделение главного, анализ, умение делать выводы). В) воспитательные – показать учащимся, что человек – часть природы, он в ответе за все происходящее в ней.
Anthropos - человек Logos – наука, учение Rudimentum - зачаток Atavus – предок
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека.
«Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) – Ч. Дарвин
Систематическое положение человека Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Настоящие обезьяны Надсемейство Высшие узконосые обезьяны Семейство Гоминиды или люди Род Человек Вид Человек разумный
1 – плезиадацис; – дриопитек африканский;3 – рамапитек;4 – австралопитек африканский;5 – человек умелый;6, 7 – человек выпрямленный; 8 – неандерталец; 9 – кроманьонец;10 – современный человек;11 – узконосые обезьяны; 12 – широконосые обезьяны;13 – лемуры;14 – лори;15 – долгопяты; 16 – орангутаны;17 – гиббоны;18 – гориллы;19 – шимпанзе. Эволюционные пути развития приматов
Ушные раковины 6-месячного зародыша взрослого человека Слепая кишка и червеобразный отросток Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека совы Глаз человека обезьянычеловекакопытного
Атавизмы – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей Волосатый человек МногососковостьХвостатый мальчик
Рудименты – органы или их остатки, выполнявшие определенные функции у предков и плохо развитые у человека. 1, 3, 6. Атавизмы – проявление признаков и органов далеких предков у некоторых людей. 2, 4, 5. Аппендикс. 2. Хвостатость. 3. Зубы мудрости. 4. Многососковость. 5. Шейная фистула (жаберные щели). 6. Копчик.
1. Эмбриологические доказательства родства животных и человека. Зародыши каких животных находятся внутри окружности?
Биогенетический закон Онтогенез - есть краткое повторение филогенеза (Т.Мюллер и Э.Геккель)
Сходство человека и человекообразных обезьян. Признак Проявление сходства Внешнее строение Крупные размеры, длинные конечности, широкие плечи, сходная форма ушной раковины, выступающий нос, шерсть без подшерстка, мимика, ногти. СкелетОдинаковые отделы, кости, пар ребер. Кровь4 группы крови, Биохимические процессы Сходство белковых молекул, взаимозаменяемость гормонов, общие болезни и паразиты. ХромосомыСходное число, размер и форма хромосом (46 – 48)
Признак (орган) ЧеловекЧеловекообр. Обезьяны 1. Образ жизниСемьиСтада 2. Положение при ходьбе ВертикальноеНа 4-ех конечностях 3. ВНДРефлексы, инстинкты, память, абстрактное мышление, речь. Рефлексы, инстинкты, память, элементарное мышление 4. Скелет а) череп Мозговой отдел больше лицевогоЛицевой отдел больше б) надбровные дугиОтсутствуютЕсть в) верхняя челюстьНе выступает впередВыступающая г) позвоночникS – образный (с изгибами)Без изгибов д) тазШирокийУзкий е) кисть рукиБольшой палец противопоставлен остальным - ж) нижние конечности Значительно крупнее верхних- з) стопаИмеется свод- 5.Мозг1200 – 1400 г600 – 650 г Различие человека и человекообразных обезьян
Вывод: Человек – часть животного мира. Большое сходство человека и человекообразных обезьян указывает на общность происхождения.
Проверьте себя: Кто считал, что человек, как и все живое на Земле, создан Богом: а) Линней б) Дарвин в) Ламарк. 2. Рудиментом является: а) копчик б) многососковость в) хвостатость. 3. Изменения скелета человека связаны: а) с мутациями б) с ароморфозами в) с приспособлением к прямохождению. 4. Каково одно из последствий прямохождения: а) увеличение скорости передвижения б) усложнение деторождения в) улучшение кровообращения нижних конечностей 5. Что не передается по наследству от родителей к детям: а) инстинкты б) условные рефлексы в) цвет и форма глаз. 1-а; 2-а; 3-в; 4-б; 5-б.
Вопросы: 1Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке? 2Проявился ли интерес к предмету на данном уроке? 3Соответствовал ли уровень изложенного материала степени вашей готовности к уроку? 4Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний? 5Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между вами и другими учениками вашей группы? 6Удовлетворены ли вы сегодняшним уроком? Поставь себе оценку