Биография писателя Биография писателя Художественный мир писателя Художественный мир писателя « Я стал терпимее к своим оппонентам » ( интервью )« Я стал терпимее к своим оппонентам » ( интервью ) « В ту же землю »« В ту же землю »
Родился 15 марта 1937 г. в селе Усть - Уда Иркутской области в крестьянской семье. Несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска. Первый его рассказ « Я забыл спросить у Лешки » был опубликован в альманахе « Ангара » в 1961 г. В м увидела свет первая книга рассказов « Человек с этого света ». В том же году выходит повесть « Деньги для Марии », принесшая Распутину литературную славу. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности. В 1995 вышли в свет его рассказ « В ту же землю »; очерки « Вниз по Ленереке »; в 1996 рассказы « Поминный день »; в 1997 « Нежданно - негаданно »; « Отчие пределы » (« Видение » и « Вечером »). Лауреат Государственной премии СССР (1977 и 1987 г.).
Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют « городской прозе ». И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои ( точнее, героини ) в большинстве случаев – « старинные старухи », и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.
- В былые годы вы воспринимались как оппонент советской власти. Теперь же те времена представляются вам куда благостнее нынешних... С советской властью у меня в первую очередь были расхождения по национальному вопросу. Я всегда считал, что попытка упразднить национальности и превратить всех в одну семью бессмысленна. И все же если жестко выбирать между тем миром и этим, я бы, конечно, выбрал тот мир. При советской власти в народе еще не было потеряно чувство ответственности. Сегодня же люди просто стараются выжить поодиночке. Пошли уже просто какие - то базарные отношения.
- Почему же вопросы нравственности, вроде бы объединяющие нас, так часто становятся водоразделом в вопросах эстетических ? Потому что эстетическое потом превращается в этическое. Что показывать и как показывать - вот в чем вопрос. Есть такая жизнь, о которой мы все знаем, но которая должна быть скрытной. Ее нельзя показывать на сцене. В зале ведь народ не только подготовленный, умеющий какие - то допуски делать в своем сердце, в душе своей, но и люди, которые будут считать, что увиденное на сцене - это и есть дозволенное. Когда мы идем в храм, мы же не позволяем себе каких - то вещей. А театр - это храм искусства. И в нем тоже каких - то вещей делать нельзя.
- Вы всегда были защитником народа от неправедной власти. Но не кажется ли вам, что беды России связаны не только с неправедной властью, но и с самим народом. Я согласен. Идеализировать наш народ не стоит. Наше несчастье было в том всегда, что мы слишком богаты. Слишком большая территория, слишком много возможностей. Потому и крестьянин пашню мог эксплуатировать до тех пор, пока она не перестала давать урожай. Он не удобрял почву, а просто изматывал ее до самого конца. Он знал, что он потом просто рядом раздерет пашню и все. И эти традиции остались. Но есть ведь и другие традиции. И надо стараться их не втаптывать в грязь.
Главная тема произведения Валентина Распутина - столкновение ценностей народной жизни, вековых традиций с агрессией « цивилизации »- не подлинной, но демагогической, поверхностной. Причем уничтожение деревенского уклада и разрушение души народа, « дара памяти » для писателя равнозначны. В рассказе боль за человека становится особенно острой, а сама проза обретает публицистический накал. Но « испытания даны были не для того, чтобы приходить в отчаяние » - считает В. Распутин. И надежда на то, что человек не потеряет себя в круговерти нынешней нелегкой жизни и останется человеком...
Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены... В. Распутин Я верю в выздоровление. Такие духовные запасы, такое культурное богатство, такая народная мощь, как у нас, не могут быть погребены... В. Распутин