Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Лао - цзы
Наполеон показан в комическом образе.... Не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. ( Л. Н. Толстой ) Кутузов – как спаситель России. Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти. ( Л. Н. Толстой )
По преданию, Кутузов отправился в Фили со словами : « Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого ». « Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала князя Кутузова в деревне Фили решил пожертвованием Москвы спасти армию »
Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы : « Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...» Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием. Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города. Толстой противопоставляет Наполеону ( и как военачальнику, и как человеку ) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями « игрой в шахматы ». Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет « дух войска ».
Н ЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ И ПРАВДЫ Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных им государств – у него другая мера : « Нет величия там, где нет простоты и правды ». ПОБЕДИТЬ НЕ БЕРУСЬ, ПЕРЕХИТРИТЬ ПОПРОБУЮ Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу.
Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчеркнуты холодность, напыщенность, он все время позирует, играет роль гения. « Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит ». Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человек и живым изображен он в беседах ( с Болконским, Денисовым, Багратионом ), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах.
Из всех исторических деятелей, показанных в романе, только Кутузова Толстой называет истинно великим человеком : «... трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели ». В романе « Война и мир » Кутузов представлен как народный герой, вся мощь которого состояла « в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его ». Можно сделать вывод о том, что основное различие между этими полководцами Толстой видел в антинародной деятельности Наполеона и народном начале, лежащем в основе всех деяний Кутузова.