ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА По теме «Формирование читательской компетентности на уроках литературы (УНТ, 5 класс)
Лебедева Нина Георгиевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Усть-Уйская средняя общеобра- зовательная школа» Целинного района Образование: высшее педагогическое, филологический факультет КГПИ, 1980 год Педагогический стаж 31 год
Актуальность Противоречия: -между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературному чтению; -между количеством часов (2 часа в неделю в каждом классе) и новым взглядом на воспитание читателя; -наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной литературы и числом обучающихся, ограничивающихся чтением литературы только по программе.
-повысить читательскую компетентность, понимаемую как совокупность знаний, навыков, позволяющих отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме; -формировать потребность чтения в ходе знакомства обучающихся с художественной литературой. Цели опыта:
Задачи: - формирование литературного вкуса; - создание условий для формирования читательской компетентности и познавательного интереса у обучающихся к литературе; - разработка системы уроков и внеклассных занятий, способствующих формированию читательской компетентности и читательской потребности; - формирование умений работать с дополнительной литературой.
Принципы: Принцип интереса Принцип проблемности Принцип научности: Принцип доведения обучения до результата Принцип сотрудничества. Педагогические средства: методы обучения – рассказ, объяснение, проблемная ситуация; методы учения – слушание, осмысление, моделирование, учебное исследование; методы контроля – индивидуальные и фронтальные проверки, конкурсы, сочинения, защита своей читательской позиции; методы воспитания – личного примера, доверительного общения, сотрудниче ства
- все обучающиеся – активные читатели библиотек; - успеваемость по предмету 100%, качество 66,7%, 80% и первой четверти этого года – 100%, - уровень обученности повысился с 68% до 80% и в 1 четверти – 100%, соответственно средний балл по литературе – 3,8; 4,1 и 4,5. Результативность